Значение Улуг Улуса в мировой истории 8 страница
В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В нем нашли отражение трагедия великой войны, дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, характерный людям той исторической поры. Гимн - сложное музыкально-поэтическое произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение в нем имеет и текст песни. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев и Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая, талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева. ВОПРОС № 78 На 1 декабря 1991 года были назначены всенародные выборы президента. Депутатами Верховного Совета были предложены две кандидатуры: Н. Назарбаева и О. Сулейменова, последний снял свою кандидатуру. По стране десятки трудовых коллективов, не сговариваясь, выдвинули единственным кандидатом в президенты Н. Назарбаева. В 1990—1991 гг. Верховный Совет принял законы "О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР" и "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР", которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Согласно первому закону прекратил свое существование совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления — Госкомитет по экономике. Согласно второму закону — представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках — председателя Совета. В течение 1990—1991 гг. Казахстан лидировал среди республик СССР в принятии законов экономического блока. Парламентом были приняты законы: о собственности, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан — Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что: - отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; - республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; - республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; - территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; - без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; - Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности; - Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР. Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из Центра и на условиях Центра. ВОПРОС № 79 В 1990 году была принята Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода крынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа. Первый этап — 1991—1993 гг. — так называемая "малая приватизация" предусматривала передачу в частную собственность государственного жилья через т.н. купонный механизм и объектов соцкультбыта. Второй этап — 1993—1995 гг. — "большая приватизация", т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества. По вопросу о судьбе СССР позиция Казахстана в течение 1989— 1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде "обновленной федерации", в крайнем случае — конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости. Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана. Первая проблема кратко раскрыта гыше. По второй — национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Эта позиция депутатами Верховного Совета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка — "граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР". Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан — Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что: - отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; - республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; - республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; - территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; - без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; - Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности; - Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР. Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из Центра и на условиях Центра. ВОПРОС № 80 Виюне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н. Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана, который назывался "Конституция Казахской республики". Проект имел принципиально иную, в сравнении с действующей Конституцией, структуру и состоял из 8 разделов и 95 статей. Первый раздел — "Общие положения" гласил, что Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашалось, что единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык. Второй раздел назывался "Человек и гражданин". В нем перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана. В отличие от действующей Конституции, в проекте отсутствовала классификация видов прав на политические, экономические и т.д., право на труд заменено правом на свободу труда; отдельно выделены права человека, которые не зависят от экономического развития общества — право на жизнь, право на свободу и т.д. Третий раздел — "Президент". Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента. Четвертый раздел — "Парламент". Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета — парламент. Сам парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата — сенат и нижняя -~ мажилис. Права парламента, в сравнении с действующей Конституцией, были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента президента только в одном случае — совершения им государственной измены. Пятый раздел — "Правительство" Кабинет министров. Согласно проекту, правительство осущевляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним же. Шестой раздел — "Правосудие". Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой. Седьмой раздел — "Местное государственное управление и самоуправление". Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами. В начале июля 1995 года проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум. В ходе обсуждения большая часть критических замечаний касалась отражения вопросов власти и прав человека в проекте. В ходе обсуждения предлагались и альтернативные проекты Конституции. Так, профессором КазГУ Н. Масановым, в июле 1995 года представлен альтернативный проект. По мнению его авторов, главным отличием их проекта крициального является первичность прав народа, делегирующего полномочия властям в строго определенных в проекте рамкам. 30 августа 1995 года Н. Назарбаев подвел официальные итоги обсуждения проекта Конституции. 30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. За принятие Конституции проголосовало 89%, против — почти 10% из участвовавших в голосовании. 6 сентября 1995 года, в резиденции Президента состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции. 30 августа был объявлен государственным праздником — Днем Конституции. 7 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Казахстана, второй с момента обретения независимости. Зимой 1996 года Парламент Казахстана приступил к работе. ВОПРОС № 81-82 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций. С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратеги» внешней политики, обороны и военную доктрину. Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения. Выработанная система национальной безопасности была опубликована в середине 1992 года и заключалась в следующем. Геополитическое положение Казахстана было определено как связующего звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР, Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка. Принципы системы национальной безопасности: - гарантированное обеспечение безопасности республики; - подконтрольность ведомств, отвечающих за национальную безопасность; - соответствие построения системы национальной безопасности принципам правового государства. В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1993—2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана. В этих документах были зафиксированы следующие положения. Было заявлено, что страна будет создавать собственные вооруженные силы на основе концепции оборонительной стратегии. В военное время резервом армии являются внутренние войска и республиканская гвардия. В 1998 году был принят Закон "О национальной безопасности Республики Казахстан" Было заявлено, что в целях обеспечения национальной безопасности в сфере внешнеполитических отношений Казахстан будет участвовать в: 1) международных усилиях по формированию глобального миропорядка; 2) формировании и укреплении эффективной системы коллективной безопасности в геополитическом окружении Казахстана; 3) деятельности международных организаций, деятельность которых отвечает интересам национальной безопасности Республики Казахстан. В 2000 году была принята новая военная доктрина. Было заявлено, что внешнеэкономическая политика будет развиваться по следующим направлениям: 1. "СНГ". Здесь приоритетными являются отношения с Россией. 2. "АТР" (Азиатско-Тихоокеанский регион). Здесь приоритетными были объявлены отношения с осью Пекин—Сеул—Токио. Цель — получение передовых технологий, кредитов, сбыт казахстанской продукции и привлечение рабочей силы в Казахстан. 3. "Азиатское". Здесь приоритетными были объявлены отношения с Турцией. 4. "Европейское". Приоритетное внимание — ФРГ. 5. "Американское". Главное внимание — США, как ведущей экономической державе мира. С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. На 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года Н. Назарбаев впервые выступил с трибуны ООН в качестве главы независимого государства с инициативой. С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества. Деятельность нашей страны на международной арене в области международной безопасности развивалась по двум основным направлениям: глобальная международная безопасность и региональная международная безопасность. После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана как плюсы, так и минусы. Ядерное оружие — показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать "козырной картой" в политических переговорах с Западом. Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. В декабре 1991 года, в момент распада СССР, Казахстан подписал с руководством России, Украины, и Белоруссии Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому стороны обязались: не применять ядерное оружие первыми; совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого центра; вопрос о его применении решать только по согласованию со всеми президентами; не передавать его в третьи руки; до 1 июля 1992 года вывести в Россию тактическое ядерное оружие. В декабре 1991 года НАТО" создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению." В 1992 году, на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н. Назарбаев предложил план поэтапного создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) по типу ОБСЕ. В рамках работы по созданию СВМДА из более чем 40 азиатских государств членами этой организации стали 16 государств — Казахстан, Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия. Иран, Израиль, Китай, Кыргызстан, Монголия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан. В 1999 году на встрече в Алматы была принята Декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами — членами СВМДА. В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав государств — членов СВМДА. На саммите были приняты "Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями" и "Алма-Атинский Акт", в соответствии с которым участники договорились о том, что основная цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. В 1996 году в Шанхае (Китай) было подписано Соглашения между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области в районе общих границ. В рамках СНГ в 1992 году в Ташкенте главами шести государств СНГ: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В 1994 году ДКБ вступил в силу сроком на пять лет с последующим продлением. В ноябре 1995 года Договор о коллективной безопасности зарегистрирован в Секретариате ООН. В октябре 2002 года главы государств — участников ДКБ — президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали в Кишиневе Устав и Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Важной инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект "О формировании Евразийского союза государств" был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими. В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со странами дальнего зарубежья. В декабре 1991 года США официально признали Казахстан и установили с нашей страной дипломатические отношения. Благодаря заключенным соглашениям, в Казахстане действуют около 60 немецких фирм и банков, в том числе "Мерседес-Бенц", "Сименс", Дойче банк, Дрезднербанк, зарегистрировано 163 казахстанско-германских совместных предприятий. Перспективы внешней политики и основные внешнеэкономические задачи, стоящие перед Казахстаном, выглядят следующим образом. Во-первых, это поиск рынков для сбыта казахстанской продукции, в первую очередь нефти. Во-вторых, Казахстан по-прежнему нуждается в инвестициях. В-третьих, по-прежнему актуальной остается задача восстановить разрушенные экономические связи с нашими соседями на постсоветском пространстве. В четвертых, необходимо развивать сотрудничество с бывшими социалистическими странами Европы и Азии, чей опыт в построении рыночной экономики может быть весьма полезен Казахстану. При сохранении внешнеполитических приоритетов, было заявлено, что особое внимание будет обращено на такие направления внешнеполитической деятельности государства, как: ускоренное формирование региональных рынков, прежде всего — Евразийского и Центрально-азиатского экономических сообществ; расширение сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества; активизация дипломатических усилий по мирному решению проблем в Каспийском регионе. ВОПРОС № 83 Стратегия 20-30 Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализациинеобходимо реализовать следующие семь долгосрочных приоритетов: 2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий. Село в ближайшее десятилетие должно стать приоритетной сферой с точки зрения придания дополнительных импульсов рыночным преобразованиям и акцентированного решения социальных проблем, инфраструктуры. Село сегодня стало средоточием всех основных социальных проблем - невыплаты заработной платы, пенсий, отсталости, бедности и безработицы, слабых инфраструктуры, образования и здравоохранения, экологических катаклизмов. Необходимо в сжатые сроки завершить все преобразования на селе, сопровождая их энергичной и акцентированной социальной политикой. Стратегия должна быть такой, чтобы каждому была предоставлена возможность получить часть растущего национального богатства. Наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций. Наша модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития. Согласно Конституции Казахстана мы строим социально-рыночную экономику. Наша модель будет определять наш собственный путь развития, сочетая в себе элементы остальных моделей, но опираясь в основном на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития. 4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду. Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Мировой опыт показывает, что важнейший фактор, влияющий на здоровье населения страны, - это шаги государства по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и стимулирование здорового образа жизни, с другой. Предотвращение заболеваний подразумевает использование чистой воды и здоровой пищи, наличие очистительных систем, сокращение объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред, аналогичные меры по снижению других факторов риска. Стимулирование же здорового образа жизни направлено на то, чтобы каждый из нас занимался физическими упражнениями, правильно питался, соблюдал меры гигиены и санитарии, исключая из употребления наркотики, сигареты, алкоголь и т. п. Должна быть развернута наступательная информационная кампания в пользу здорового образа жизни и правильного питания, правил гигиены и санитарии. Она должна включать: Борьбу с наркоманией и наркобизнесом. Сокращение потребления алкоголя и табака. Улучшение здоровья женщин и детей. Охрана здоровья матери и ребенка должна стоять в центре внимания нашего государства, органов здравоохранения, общественности. Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии. 5. Энергетические ресурсы.Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа. На территории нашей страны есть месторождения нефти и газа, которые выводят нас в первую десятку нефтяных стран. В Казахстане также есть крупные запасы угля, урана, золота и других ценных минералов. У нас большой потенциал использования солнечной и ветровой энергии. Мы заключим долгосрочное партнерство с главными международными нефтяными компаниями для привлечения лучших международных технологий, ноу-хау и крупного капитала, чтобы быстро и эффективно использовать наши запасы, создание системы трубопроводов для экспорта нефти и газа. Только большое количество независимых экспортных маршрутов может предотвратить нашу зависимость от одного соседа и монопольную ценовую зависимость от одного потребителя. Мы должны иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений. 6. Инфраструктур в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту. Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособности отечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличении торговых потоков через нашу территорию. Модернизировать основные направления железных дорог, обеспечивающих международные транспортные и торговые связи, а также транзитные потоки грузов по маршруту Трансазиатской магистрали. Завершить развитие станции "Дружба" и усиление участка "Дружба" - Актогай с доведением пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. Приступить к организации мультимодульных терминалов в грузообразующих районах, тем самым начать применение контейнерных и пакетных перевозок, обеспечивающих технологическое единство различных видов транспорта. Осуществить решительную реструктуризацию всех транспортно-коммуникационных монополий, очистив их от непрофильных предприятий.Развивать автомобильные дороги на направлениях, обеспечивающих международные перевозки, с созданием скоростных участков. Начать работу по строительству частных автомагистралей, приватизации и сдаче в концессию существующих. Обеспечить их сервисное обслуживание на уровне современных международных требований. В приоритетном порядке развивать сеть автодорог в сельской местности и в долгосрочной перспективе добиться перевода их на твердое покрытие. Улучшить пропускную способность автомагистралей и мостовых конструкций. Навести порядок в авиации и пополнить самолетный парк за счет лизинга и закупки определенного количества самолетов высокого класса. Начать реконструкцию аэропортов, уровень обслуживания и обеспечения сервиса довести до международных стандартов. 7. Профессиональное государство.Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать Правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов. Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем: 1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций. 2. Работа по программам действий на основе стратегий. 3. Четко налаженная межведомственная координация. 4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью. ВОПРОС № 84
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |