С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
организуют партнёрское сотрудничество в продуктивной деятельности с целью показать детям её различные способы;
выступают партнёрами и организуют совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально, по подгруппам;
используют игровую мотивацию при организации продуктивных видов детской деятельности;
побуждают детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п.;
организуют продуктивную и игровую деятельность детей, побуждают их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. д.);
обучают на основе подражания взрослому;
рассказывают детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
отмечают и публично поддерживают любые успехи детей;
не допускают критику ребёнка, при необходимости осуждают его конкретные действия, поступки. Ограничивают критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка;
используют в роли носителей критики только игровых персонажей, для которых создавались эти продукты.
Лет
Общая задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
Ø расширять круг знаемых мотивов и целей человеческой деятельности;
Ø поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре
в сюжетно-ролевых играх, при чтении художественной литературы постепенно раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности — познания, помощи другим, созидания и т. п.;
расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений)
Ø развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей
в изобразительной деятельности помогать детям удерживать цель, поставленную воспитателем, и учить изображать простейшие предметы понятно для окружающих, передавая их форму, строение и цвет;
побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п.;
организуя продуктивную и игровую деятельность детей, побуждать их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. п.)
Ø помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей:
формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком;
формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий ребёнка результат
знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы;
показывать способы получения обобщённого продукта (например, лепка овала), который ребёнок может затем по желанию «превращать» в разные предметы (овощи, части тела животных и т. д.);
показывать разные способы и техники украшения изделий, используя различные средства выразительности
Ø формировать установку на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения
отмечать собственное продвижение ребёнка,сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями;
критическую оценку результата проводить только от лица игрового персонажа, отличая её от общей положительной оценки ребёнка как труженика и творца;
учить ребёнка соотносить полученный результат с им же поставленной целью
и оценивать его с точки зрения значимых для него самого качеств;
по желанию ребёнка помогать ему совершенствовать результат;
закладывать основу психологической устойчивости к частному неуспеху в деятельности, поддерживая и поощряя стремление ребёнка «попробовать ещё раз», «сделать ещё лучше»
Ø закладывать предпосылки последующей совместной деятельности со сверстниками
создавать ситуации совместной продуктивной деятельности, позволяющей детям получать интересный коллективный продукт
обеспечить понимание детьми разницы между общим групповым результатом и его индивидуальными составляющими («что мы можем вместе»)
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø формировать умение отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах);
Ø упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;
Ø закреплять навыки речевого этикета;
Ø начинать передавать культурные эталонные представления о добре и зле через чтение художественной литературы, волшебной сказки;
Ø дать детям начальное представление о различных формах культурного досуга. Воспитывать интерес к посещению театра, концертов, музеев;
Ø дать широкие социальные представления о труде человека — в быту, в природе, о профессиях
побуждать детей активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений в процесседетской игры, в том числе в играх-драматизациях, дидактических играх, сюжетных самодеятельных играх; в процессе наблюдений за природой, в специально организованной образовательной деятельности;
обращать особое внимание на формирование выразительности речи, в различных ситуациях развивать умение детей говорить тихо — громко, быстро — медленно;
создавать в жизни детей определённые условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т. п.). Развивать ролевой диалог в детской игре;
использовать различные моменты для чтения детям художественной литературы, в том числе познавательного содержания, и беседовать с ними о содержании прочитанного
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
Ø развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность:
формировать у каждого ребёнка представление о себе самом и отношение к себе;
содействовать осознанию ребёнком своих качеств, умений, знаний;
формировать у ребёнка самоуважение
продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях;
отмечать и публично поддерживать успехи детей;
содействовать осознанию ребёнком своих качеств, умений, знаний и др.;
формировать у ребёнка самоуважение;
уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Ø содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками:
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
обеспечивать эмоциональный опыт создания общего продукта всей группой;
предотвращать негативное поведение;
знакомить с нормативными способами разрешения типичных конфликтов в сюжетно-ролевых играх;
поощрять самостоятельное использование считалок, жребия, очерёдности при организации совместной игры; содействовать формированию положительного социального статуса каждого ребёнка.
обеспечивать понимание и переживание детьми впечатлений разницы между общим, групповым результатом и его индивидуальными составляющими («что мы можем вместе»);
иметь в группе персональные фотоальбомы. Поощрять интерес детей к фотографиям друг друга;
обеспечить детям возможность руководить в игре действиями воспитателя;
Ø укреплять доверие и привязанность ко взрослому:
развивать заинтересованность во взрослом как в источнике интересной информации;
рассказывать детям о событиях из своей жизни, делиться яркими воспоминаниями и впечатлениями
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;
выражать радость при встрече с ребёнком;
использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
Ø формировать отношение к окружающему миру:
закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;
поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия
побуждать детей задавать вопросы, образно и содержательно отвечать на них;
эмоционально и содержательно, ярко рассказывать детям о том, что находится за пределами их непосредственного восприятия;
внимательно выслушивать рассказы детей об их наблюдениях и размышлениях;
чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи;
приносить в группу хорошо иллюстрированную познавательную литературу;
использовать в работе с детьми тематические коллекции, наборы;
создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям собирать их первые коллекции; организовывать в течение года выставки «Моя коллекция» с участием детей, их родителей, сотрудников детского сада;
создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
побуждать детей выражать свои эмоции и чувства к объектам, явлениям и событиям через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия и проявления;
максимально использовать художественное слово, музыку, образные срав-
нения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы
использовать художественную литературу с природоведческим содержанием, в которой применён приём анимации (одушевления) животных, растений, предметов;
показывать личный пример бережного и заботливого отношения к предметам
и заботливого отношения к людям, животным, растениям
Ø закладывать основы морального поведения:
формировать у детей представления о положительных и отрицательных действиях по отношению к ним;
формировать у детей личное полярное отношение к положительным и отрицательным поступкам, совершённым по отношению к другим людям;
формировать начальные эталонные представления о добре и зле
моделировать обобщённые ситуации положительных и отрицательных поступков на игровых персонажах. Использовать схему: обидчик — пострадавший — носитель справедливости;
читать детям произведения художественной литературы, в том числе сказки, где можно чётко выделить хороших и плохих героев, развивая у детей способность сочувствовать переживаниям вымышленных персонажей