Право средневековой Европы
В Средние в е к а единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, А л е м а н н с к о й, Бавар- ской, составленных м е ж д у V и IX вв. Д е л е н и я на отрас- ли права, подобного н ы н е ш н е м у, не существовало. Сло- ж и л и с ь ленное право (регулировало о т н о ш е н и я м е ж д у сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения м е ж д у мастерами). В основе средневекового суда т а к ж е л е ж а л сословный п р и н ц и п: к а ж д о е сословие имело свой суд. Слова героя ш е к с п и р о в с к о й д р а м ы Р и ч а р д а III: «Ку- л а к — нам совесть, и з а к о н нам — меч!» — довольно точ- но выражают сущность средневекового права, которое час- то называют к у л а ч н ы м. Его жестокость общеизвестна. Право в Средние в е к а находилось под с и л ь н ы м в л и я- нием р е л и г и и. Ц е р к о в н ы е догматы п р и д а в а л и правовым нормам силу з а к о н а. Г р а ж д а н с к и е и семейные отноше- н и я регулировались нормами канонического (церковно- го) права. Ш и р о к о е распространение имел т а к н а з ы в а е м ы й Бо- жий суд, и л и ордалии. И с п ы т а н и е к о т е л к о м и л и рас- к а л е н н ы м ж е л е з о м д о к а з ы в а л о виновность и л и, напро- тив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той ж е цели с л у ж и л и судебные поединки. Суд н а ч и н а л с я с попыток обвиняемого д о к а з а т ь свою невиновность. Д л я убедительности он приносил очисти- тельную п р и с я г у, п р и з ы в а я на помощь с о п р и с я ж н и к о в, которые, в свою очередь, к л я л и с ь, что обвиняемый не я в л я е т с я к л я т в о п р е с т у п н и к о м. Если к л я т в было недо- статочно, прибегали к о р д а л и я м, в том числе к поединку на к у л а к а х и л и с применением о р у ж и я, и правым зачас- тую о к а з ы в а л с я более с и л ь н ы й и л о в к и й. Считают, что именно этот в а р в а р с к и й обычай с о х р а н я л с я вплоть до XX в. в форме д у э л и, романтизировавшей необходи- мость з а щ и т и т ь честь р ы ц а р я, д в о р я н и н а, офицера на поединке.
...Принцип рыцарской чести вовсе нельзя считать за что-либо ис- конное, коренящееся в самой человеческой природе. Это, следова- тельно, нечто искусственное, и не трудно указать его происхождение. Принцип этот порожден, очевидно, той эпохой, когда больше приме- нялись кулаки, чем головы, и эазум был заключен в цепи попов, т. е. это продукт достохвального Средневековья и его рыцарства. В самом деле, тогда люди предоставляли Господу Богу не только заботиться о себе, но и судить за себя. Поэтому трудные юридические вопросы ре- шались ордалиями, или судом Божиим: а суд этот, за немногими иск- лючениями, состоял в поединках, притом вовсе не между одними только рыцарями, но и между простыми гражданами, — чему мы ви- дим интересный пример в шекспировском «Генрихе VI» (часть 2, акт 2, сцена 3). Да и после всякого судебного приговора все-таки можно бы- ло еще апеллировать к поединку как к высшей инстанции, именно™ суду Божию. А благодаря этому на судейское кресло была посажена собственно, вместо разума, физическая сила и ловкость, т. е. живот- ная природа, и вопрос о правом и неправом решало не то, что человек сделал, а то, что его постигло, — совершенно как и по теперь еще дей- ствующему принципу рыцарской чести. А. Шопенгауэр, немецкий философ
Средневековое право н е л ь з я представить без судов инквизиции. Признавшегося под п ы т к а м и в соверше- нии преступления «грешника» и н к в и з и т о р ы передавали в р у к и государства. Перед с о ж ж е н и е м осужденных про- водили по у л и ц а м с петлей на шее. На площади их жда- ла с к а м ь я позора. После траурной мессы несчастным чи- тали приговор, их привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело». Ф р а н ц у з с к и й философ-просветитель Вольтер подсчи- тал, что в Западной Европе было с о ж ж е н о около ста ты- сяч «ведьм» и «колдунов». В словах французского инк- визитора XIV в. Бернара Ги отразились основы всех т о т а л и т а р н ы х расправ над и н а к о м ы с л я щ и м и: «Задача и н к в и з и ц и и — истребление ереси; ересь не может быть у н и ч т о ж е н а, если не будут у н и ч т о ж е н ы еретики; ерети- ки не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защит- н и к и». Однако свойственная самой сути христианства и по- степенно все возраставшая автономия личности от госу- дарства и власти толкала некоторые слои общества к
борьбе за некоторые нрава и свободы. В А н г л и и, на- пример, к о н ф л и к т между королем Иоанном Безземель- ным, с одной стороны, и баронами, католической цер- ковью, рыцарством и горожанами — с другой, завер- ш и л с я принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). «Свободные люди» (в терминологии того времени это в первую оче- редь сеньоры, представители духовенства, горожане) наделялись определенными правами. Значение этого документа не только д л я своего времени, но и д л я позд- нейших веков становится очевидным хотя бы из следую- щей нормы: «Ни один свободный человек не будет арес- тован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, и л и ка- ким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе к а к по законному приго- вору р а в н ы х ему и по закону страны» (ст. 39). А вот нор- ма, в которой исследователи видят одну из первых фор- мулировок права на свободу передвижения: «Пусть будет к а ж д о м у позволено впредь в ы е з ж а т ь из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности...» (ст. 42). В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. ут- вержден а н г л и й с к и м парламентом еще один в а ж н ы й ис- торический документ — Хабеас корпус акт (назван по его первым словам — «Пусть предъявят тело»). Он по- зволял к а ж д о м у, кто считал себя незаконно л и ш е н н ы м свободы, обращаться к судье с просьбой п р и к а з а т ь задер- ж а в ш е м у доставить его в суд. В е л и к а я х а р т и я вольностей и Хабеас корпус а к т во- шли в качестве законов в неписаную английскую кон- ституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идео- логии прав человека и п р а к т и к и их р е а л и з а ц и и.
Вопросы для самоконтроля
I. Каковы особенности средневекового права? 2. Что такое Божий суд? 3. Как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви? 4. В каких правовых документах были зафиксированы права и свободы человека? 19
Это интересно
В Древнем мире один человек не мог поставить себя вне общества как существо, имеющее отдельную жизнь, независимую от какой-либо политической и социальной общности. Собственно человек еще не су- ществовал или существовал лишь как предмет философских размыш- лений; на самом деле он был лишь гражданин, и каждый гражданин вкладывал свою душу, обретал принцип индивидуального существова- ния лишь в пределах государства. Христианство дало человеку инди- видуальную душу... Оно заронило в его душу мысль о вечном спасении избранных (праведников), объединенных в церковь и живущих по за- конам Бога, тогда как остальные навеки осуждены гореть в геенне огненной. Так, в Средневековье возникли два мира, неразделимо свя- занные и в то же время противостоящие друг другу: церковь и государ- ство. Средневековье, в сущности, было сплошной гражданской вой- ной, правда, организованной, но варварской и беспощадной к побеж- денным. По сравнению с нашей эпохой индивидуальный бунт и предательство были весьма редки, поскольку религиозный дух, царив- ший в тогдашней Европе, придавал государственным обязанностям мис- тический характер. Верность и честь считались религиозными добро- детелями. Для бунта средневековому человеку нужно было проявить истинный героизм (М. Бакунин, российский общественный деятель).
// Л а т и н с к и е названия средневековых законов v
Corpus Decretorum (Корпус декреторум) — свод декретов. Habeas corpus act (Хабеас корпус акт) —- начальные слова закона о неприкосновенности личности. Lex Salica (Леке салика) — Салическая правда. Magna Charta Libertatum (Магна карта либертатум) — Великая хартия вольностей.
Выдающиеся мыслители и правоведы /. С р е д н и х веков и раннего Нового времени <Ж>— ^ Г р а ц и а н (XII в.) — монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана). Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — философ и теолог, до- миниканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они — сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.
Гроций Гуго (1583—1645) — голландский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция — «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только ин- дивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны). Макиавелли Никколо (1469—1527)— итальянский теоретик по- литики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, едино- властие необходимо при создании и формировании государства. В дру- гие времена продуктивнее республиканское правление.
Учимся защищать свои права. / Информация к размышлению и действию v
Итак, поединок истца и ответчика давал в Средние века ответ на вопрос, который должен решить суд: «Кто виноват?» Поединок ушел в прошлое, а дуэли существовали еще очень долго. Культ дуэли сохра- няется в сознании некоторых до сих пор. Поклонники дуэлей совер- шенно игнорируют реальные исторические прецеденты. Некоторые из них хрестоматийны. Разве в споре с Пушкиным прав был Дантес, побе- дивший на дуэли? Разве виновен перед Мартыновым Лермонтов? А сколько дуэлей, к счастью, не состоялось или не завершилось траги- ческим исходом? Пушкин и Кюхельбекер, Толстой и Тургенев, Гумилев и Волошин... Пуля настигла поэта Николая Гумилева в 1921 г. Но тогда его противником была большевистская ЧК, «дуэль» с которой проиграл не один служитель муз.
Темы для рефератов и обсуждения
1. Монархия была единственно возможной формой правления в Средние века: только она могла создать централизованные государст- ва. Так ли это? 2. Почему в средневековой Европе право силы восторжествовало над силой права? 3. Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |