РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Русскому языку
Уровень образования – НОО,
Б класс
Уровень изучения предмета базовый
Лыщик Виктория Олеговна
Рассмотрено на заседании Согласовано
Методического объединения Зам.директора по УВР
Протокол от________№____ ________Ковтун Т.Г.
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи разработана на основе примерной программы специальных, (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы под редакцией В.В. Воронковой с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.
Обучение в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода»»
муниципального образования городского округа Симферополь, Республики Крым имеет коррекционную направленность.
Основные направления коррекционной работы.
1. Формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника.
2. Обогащать словарный запас обучающихся.
3. Содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности.
4. Развитие мелкой моторики мускулатуры пальцев и кисти.
5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления, памяти школьников.
6. Создание условий для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности, развитие речи, мышления, памяти школьников.
7. Активизация и совершенствование словарного запаса обучающихся.
8. Способствовать развитию связной речи обучающихся.
9. Развитие внимания, памяти, сосредоточенности, логического мышления.
10. Развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
11. Развитие наблюдательности, умения сравнивать и выделять.
12. Активизация и совершенствование словарного запаса.
Основные требования к знаниям и умениям учащимся.
Учащиеся должны уметь:
● анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л , свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
● списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
● писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
● писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
● составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Содержание учебного предмета.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»
Звуки и буквы.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь.
Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.
Графические навыки.
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Место предмета в базисном учебном плане.
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю):
1 четверть – 39 ч.
2 четверть – 39 ч.
3 четверть – 54 ч.
4 четверть – 38 ч.
Формы и темы контроля.
Виды контроля
| Форма
| Тема
| Дата
|
Предварительный
| Беседа, наблюдение, тестирование.
|
| В течение года.
|
Текущий
| Устный опрос, кратковременные самостоятельные и проверочные работы.
|
| В течение года.
|
Итоговый
| Контрольная работа. Диктант.
| Предложение. Слова со стечением согласных.
Шипящие и свистящие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные.
Предложение - как единица речи.
| 28.09
24.10
21.03
18.05
|
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
| Название раздела (количество часов), тема урока
| Сроки выполнения
|
План.
| Факт
|
| 1 четверть
|
| Звуки и буквы. Выделение звуков и букв в словах.
| 01.09.
02.09.
|
|
| Установление количества и последовательности звуков и букв в слове.
| 05.09.
|
|
| Позиция звука в слове.
| 06.09.
|
|
| Дописывание слов. Составление слов из букв разрезной азбуки.
| 07.09.
|
|
| Изменение смысла слова с изменением гласной и согласной букв.
| 08.09.
|
|
| Стечение согласных в начале слова.
| 09.09.
12.09.
|
|
| Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.
| 13.09.
|
|
| Изменение значения слова с перестановкой букв в словах.
| 14.09.
|
|
| Стечение согласных в начале, середине и конце слова.
| 15.09.
|
|
| Слова со стечением согласных. Составление предложений с данными словами.
| 16.09.
|
|
| Сравнение пары слов типа мост-мосты.
| 19.09.
|
|
| Предложение.
| 20.09.
|
|
| Предложение. Дополнение предложений.
| 21.09.
|
|
| Составление предложений. Схема предложения.
| 22.09.
|
|
| Списывание предложений с различными заданиями.
| 23.09.
|
|
| Заглавная буква в начале предложения.
| 26.09.
|
|
| Определение границ предложения. Составление предложений.
| 27.09.
|
|
| Контрольный диктант по теме «Слова со стечением согласных. Предложение»
| 28.09.
|
|
| Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
| 29.09.
|
|
| Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков и букв в словах.
| 30.09.
|
|
| Буква «Э» в начале слова.
| 03.10.
|
|
| Составление предложений по схемам и картинкам.
| 04.10.
|
|
| Согласные звуки и буквы.
| 05.10.
|
|
| Составление слов на заданную букву.
| 06.10.
|
|
| Контрольное списывание.
| 07.10.
|
|
| Звонкие и глухие согласные.
| 10.10.
11.10.
|
|
| Парные согласные.
| 12.10.
|
|
| Дифференциация «п – б»
| 13.10.
|
|
| Дифференциация «в - ф»
| 14.10.
|
|
| Дифференциация «т - д»
| 17.10.
|
|
| Изменение смысла слова с заменой согласной.
| 18.10.
|
|
| Дифференциация «г - к»
| 19.10.
|
|
| Дифференциация «з - с»
| 20.10.
|
|
| Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация «з –с»
| 21.10.
|
|
| Контрольный диктант за первую четверть.
| 24.10.
|
|
| Дифференциация «ж -ш»
| 25.10.
|
|
| 2 четверть: 39 часов.
|
| Свистящие и шипящие согласные. Дифференциация «с – ш»
| 26.10.
|
|
| Дифференциация «з», «ш», «ж», «с».
| 27.10.
|
|
| Дифференциация «ж – з»
| 28.10.
|
|
| Составление предложений по картинке и вопросам.
| 07.11.
|
|
| Согласная «р»
| 08.11.
|
|
| Согласная «л»
| 09.11.
|
|
| Согласная «ц»
| 10.11.
|
|
| Согласная «ч»
| 11.11.
|
|
| Согласная «щ»
| 14.11.
|
|
| Дифференциация «ч», «щ», «ц».
| 15.11.
|
|
| Дифференциация «ч», «т», «ш», «с», «ц».
| 16.11.
|
|
| Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными «е», «ё», «ю», «я», «и».
| 17.11.
|
|
| Выделение твёрдых и мягких согласных в словах.
| 18.11.
|
|
| Сравнение произношения и написания твёрдых и мягких согласных.
| 21.11.
|
|
| Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «и», «ы».
| 22.11.
|
|
| Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «ю», «у».
| 23.11.
|
|
| Обозначение мягкости – твёрдости согласных буквами «я», «а».
| 24.11.
|
|
| Дополнение предложений. Закрепление знаний о твёрдости – мягкости.
| 25.11.
|
|
| Написание твёрдых согласных с гласными «а», «о», «у», «ы» и мягких – с «я», «ю», «е», «ё», «и».
| 28.11.
|
|
| Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные»
| 29.11.
|
|
| Работа над ошибками.
| 30.11.
|
|
| Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в конце слова.
| 01.12.
|
|
| Сравнение пар слов типа угол – уголь. Правило написания слов с «ь» знаком на конце.
| 02.12.
|
|
| Выделение и правописание слов с буквой «ь» на конце.
| 05.12.
|
|
| Упражнение в правописании слов с «ь» на конце.
| 06.12.
|
|
| Дополнение предложений. Выделение слов с «ь» на конце.
| 07.12.
|
|
| Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова.
| 08.12.
|
|
| Диктант по теме «Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова».
| 09.12.
|
|
| Работа над ошибками.
| 12.12.
|
|
| Гласная «е» в начале слова и после гласной.
| 13.12.
|
|
| Гласная «ё» в начале слова и после гласной.
| 14.12.
|
|
| Гласная «ю» в начале слова и после гласной.
| 15.12.
|
|
| Гласная «я» в начале слова и после гласной.
| 16.12.
|
|
| Упражнения в написании слов с гласными «е», «ё», «ю», «я».
| 18.12.
|
|
| Выделение гласных «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной.
|
19.12.
|
|
| Контрольный диктант за II четверть.
| 20.12.
|
|
| Работа над ошибками. Словарный диктант.
| 21.12.
|
|
| Предложение. Схемы предложений.
| 22.12.
|
|
| Составление рассказа по опорным словам.
| 23.12.
|
|
| 3 четверть: 53 часов.
|
| Слова с буквами «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной.
| 09.01.
10.01.
|
|
| Слова с буквой «и»
| 11.01.
|
|
| Слова со звуком и буквой «й»
| 12.01.
|
|
| Различение слов с буквами «и –й»
| 13.01.
|
|
| Перенос слова.
| 16.01.
|
|
| Основное правило переноса слов.
| 17.01.
|
|
| Перенос слова по слогам.
| 18.01.
|
|
| Ударение. Ударный слог. Ударная гласная в двусложных словах.
| 19.01.
20.01.
|
|
| Упражнения в постановке ударения в словах.
| 23.01.
|
|
| Проверочный диктант по теме «Перенос слова. Ударение».
| 24.01.
|
|
| Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Перенос слова».
| 25.01.
|
|
| Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название.
| 26.01.
27.01.
|
|
| Слова, отвечающие на вопрос «Что это?».
| 30.02.
|
|
| Слова, отвечающие на вопрос «Кто это?».
| 31.02.
|
|
| Различение названий предметов по вопросам «Кто это?», «Что это?»
| 01.02.
02.02.
|
|
| Упражнения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
| 03.02.
|
|
| Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.
| 06.02.
07.02.
|
|
| Слова, обозначающие части предмета.
| 08.02.
|
|
| Нахождение общего и различного между двумя предметами.
| 09.02.
|
|
| Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории. Постановка к ним вопросов.
| 10.02.
13.02.
|
|
| Проверочный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы».
| 14.02.
|
|
| Работа над ошибками.
| 15.02.
|
|
| Заглавная буква в именах людей.
| 16.02.
|
|
| Заглавная буква в фамилиях людей.
| 17.02.
|
|
| Правописание имён и фамилий людей. Употребление их в речи.
| 20.02.
|
|
| Заглавная буква в кличках животных.
| 21.02.
|
|
| Правописание имён собственных.
| 22.02.
|
|
| Употребление имён собственных в предложении. Составление предложений по рисункам и вопросам.
| 24.02.
|
|
| Опрос по теме «Заглавная буква в именах фамилиях, отчествах людей, в кличках животных».
| 27.02.
|
|
| Работа над ошибками. Закрепление пройденного.
| 28.02
|
|
| Слова, обозначающие действия.
| 01.03.
02.03.
|
|
| Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов.
| 03.03.
|
|
| Дополнение предложений словами, обозначающими действие предметов.
| 06.03.
|
|
| Упражнения в постановке вопросов к словам – действиям.
| 07.03.
|
|
| Группировка действий по признакам их однородности.
| 09.03.
10.03.
|
|
| Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.
| 13.03.
|
|
| Упражнения в постановке вопросов к словам – действиям.
| 14.03.
|
|
| Составление предложений по картинкам.
| 15.03.
|
|
| Работа с деформированным предложением.
| 16.03.
|
|
| Составление ответов на вопросы.
| 17.03.
|
|
| Составление предложений по картинкам с использованием слов – действий.
| 20.03.
|
|
| Контрольный диктант.
| 21.03.
|
|
| Работа над ошибками.
| 2203.
|
|
| Закрепление пройденного.
| 24.03.
23.03.
|
|
| 4 четверть: 39 часов.
|
| Предлог как отдельное слово.
| 24.03.
|
|
| Знакомство с предлогами «с», «в».
| 03.04.
|
|
| Знакомство с предлогами «из», «на», «у».
| 04.04.
|
|
| Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится.
| 05.04. 06.04.
|
|
| Упражнения в написании предлогов с другими словами.
| 07.04.
|
|
| Составление предложений из разрозненных слов. Выделение предлогов.
| 10.04.
|
|
| Составление предложений по опорным словам и вопросам.
| 11.04.
|
|
| Проверочный диктант по теме «Предлог»
| 12.04.
|
|
| Работа над ошибками. Закрепление знаний о предлогах.
| 14.04.
|
|
| Предложение как единица речи.
| 17.04. 18.04.
|
|
| Интонационная законченность предложения.
| 19.04.
|
|
| Точка в конце предложения.
| 20.04.
|
|
| Заглавная буква в начале предложения.
| 21.04.
|
|
| Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
| 24.04.
|
|
| Изменение слов в предложении по смыслу.
| 25.04.
|
|
| Дополнение предложений.
| 26.04.
|
|
| Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.
| 28.04.
|
|
| Выделение в предложении слов, обозначающих предметы.
| 02.05. 03.05.
|
|
| Выделение в предложении слов, обозначающих действия.
| 04.05. 05.05.
|
|
| Работа над деформированным предложением.
| 08.05.
|
|
| Подбор предложений к сюжетным картинкам. Составление предложений.
| 10.05.
|
|
| Работа над деформированным текстом.
| 11.05.
|
|
| Составление ответов на вопросы.
| 12.05. 15.05.
|
|
| Условно-графическое обозначение предложений.
| 16.05.
|
|
| Выделение главных слов в предложении.
| 17.05.
|
|
| Годовой контрольный диктант.
| 18.05.
|
|
| Работа над ошибками. Закрепление пройденного.
| 19.05.
|
|
| Повторение. Выделение гласных и согласных звуков и букв.
| 22.05.
|
|
| Заглавная буква в именах, фамилиях людей.
| 23.05.
|
|
| Правописание слов с твёрдыми и мягкими согласными.
| 24.05.
|
|
| Выделение слов, обозначающих названия предметов, слов-действий.
| 25.05.
|
|
| Правописание слов со стечением согласных. Правописание предлогов.
| 26.05.
|
|
| Ударение. Ударный слог. Деление слов на слоги.
| 29.05.
|
|
| Обобщение пройденного материала. Словарный диктант.
| 30.05.
|
|
Список литературы
1.Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А.К.Аксенова/ Московский государственный заочный педагогический институт/ М: “Просвещение”, 1986.
2.Нарушение письменной речи у младших школьников/ И.Н.Садовникова/ Кн. Для учителя - М: “Просвещение”, 1983
3.Развивающее обучение русскому языку/ А.И. Власенков/ Пособие для учителей - М: “Просвещение”, 1982 – 208 с.
4.18 азбук в одной книге/ Москва: “АСТ-пресс”, 1996
5.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова/ М.: “Просвещение”, 1991.
6.Предупреждение и устранение дисграфии у детей/ Л.Г.Парамонова/ СПб: “Союз”, 2001