II. «Мгновение осознания» как точка «остановки» Истории
Непосредственный «акт реконструкции» тезиса Кожева о тождестве Времени и Понятия в рамках пространства отношения концепций Гегеля и Хайдеггера и будет состоять в отождествлении двух этих категорий в новом, в выше обозначенном смысле. Однако что это дает нам в аспекте проблемы «Конца истории»? Если опустить рассмотрение содержательных моментов, связанных с тем, что как «наставание бывшего», так и «отрицание отрицания» используются обоими авторами для характеристики того, что можно было бы, усредняя различия, назвать «Мгновением Осознания» – у Кожева, как было показано, этому соответствует момент «окончательного отделения» Ничто-Желания от Бытия-Природы[71], что и оказывается отмечено явлением Книги (= Науки), моментом совпадения Времени и Понятия[72], – то разгадкой «Конца» Истории у Кожева, разрешением двусмысленности её «конечного» образа и будет «опыт Преображения». Ведь именно этот опыт парадоксально может быть охарактеризован как «Неповторимое Возвращение»; из интуиции именно этого опыта возможно понять Историю не в качестве ряда исторических событий, но как единое Событие, которое «начинается не раньше, чем в каком-то смысле и заканчивается»[73]. А потому интуиция его органически совмещает в себе Языческий (Цикл) и Христианский (Линия) образы Истории. И надо заметить, что Кожев и пытается эксплицировать образ именно такого События; он прекрасно осознаёт, что ФД Гегеля описывает историю не в хронологической последовательности: «Подразделы А… и В… находятся в отношениях логического, а не временного следования (одновременность). В истории эволюционирует целостный (конкретный) человек, заключающий в себе все начала, описанные в первых пяти главах «Феноменологии». Темпоральность присутствует в каждом разделе. Но в первых трёх… нет речи об истории, они “синхронны”»[74] (курсив Ю.А.). Именно таким образом мыслимая История «начинается» не раньше, чем «заканчивается». Таким образом,«Конец» истории Кожева предстаёт в качестве точки «Преображения», момента реализованности Смерти как «предельной возможности». Иными словами, как такое сущностное (принципиальное, радикальное) Окончание процесса, которое выражается в (видимом, иллюзорном) Возвращении к его Началу. Именно этот опыт описывается Гегелем через акт «Отрицания Отрицания», и Хайдеггером через темпоральную интуицию «Наставания Бывшествующего», но становится причиной двусмысленности у Кожева. Именно свершающееся мгновение осознания и есть раскрытие сущности опыта преображения, когда он завершен, сущности истории как События.
[1] В конечном счёте, именно учения Гегеля, Хайдеггера и Маркса являются определяющими специфику концепции Кожева как таковой. И поскольку Маркс во многом воспроизводит решения предложенные Гегелем в своей историософии, то и в решении проблемы понимания истории как целого мы останавливаемся на двух первых фигурах. [2] Далее по тексту «ФД». [3] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. Подборка и публикация Реймона Кено. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб., 2003. С.433. [4] Там же. С. 45, 175. [5] Там же. С. 488. [6] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 489. [7] Там же. С. 487-489. [8] Далее по тексту «БВ». [9] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 655. [10] Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000294/ – (дата обращения: 23.01.2008). [11] Хайдеггер М. Бытие и Время. Пер. В.В. Бибихина. – СПб., 2002. С. 256. [12] Там же. С. 257. [13] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 265. [14] Там же. С. 257. [15] Там же. С. 265. [16] Там же. С. 265. [17] Терминологически, т.е. формально, было бы точней сказать о «саморазвивающемся понятии», однако в контексте данной аналогии такая формальная корректность несколько уводит в сторону. [18] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 433. [19] Там же. С. 435. [20] Там же. С. 435. [21] Там же. С. 435. [22] Там же. С. 435. [23] Там же. С. 433. [24] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 436. [25] Там же. С. 436. [26] Там же. С. 323. [27] Там же. С. 326. [28] Паткуль А. Б. Круговая структура философских наук о бытии. (На примере абсолютного идеализма Гегеля и фундаментальной онтологии Хайдеггера) // Сборник «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 12-й международной конференции молодых ученых 27 – 30 декабря 2001 года», СПб, 2001, С.110-114. [29] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 326. [30] Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. С. 116. [31] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 325. [32] Там же. С. 326. [33] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 326. [34] Далее мы не различаем философскую позицию Кьеркегора и Хайдеггера по данному вопросу. [35] ср. Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 295. [36] Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. С. 139. [37] Там же. С 142. [38] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г.Шпета. – СПб., 2002. С 99. [39] Там же. [40] Там же. С. 101. [41] Там же. С 102. [42] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Пер. Гензена П. – Киев, 1994. С. 305-306. [43] см. Там же. [44] см. Там же. [45] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Пер. Гензена П. – Киев, 1994. С. 305. [46] см. Там же. [47] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 428. [48] Там же. С. 432. [49] Там же. С. 430. [50] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3т. / Отв. Ред. Е.П. Ситковский. – М., 1975 - 1977. Т. 2, С. 46. [51] Там же. С 59. [52] Хайдеггер М. Ницше: в 2т. – СПб., 2006. Т.1. С. 270. [53] Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. С. 426. [54] Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПБ., 2002. С. 363. [55] Там же. 364. [56] «… текст (Гегеля – Ю.А.) о Времени… был переведен и откомментирован г-ном М. Койре в статье, появившейся в результате чтения Курса, посвященного юношеским произведениям Гегеля. Статья важна, она стала источником и основой моей интерпретации «Феноменологии духа». Я ограничусь тем, что воспроизведу здесь в нескольких словах основные результаты работы, проделанной г-ном М. Койре» [Кожев 2003 - Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 457-458]. [57] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 458. [58] Там же. С. 460. [59] Там же. [60] Там же. С. 716. [61] Там же. С. 462. [62] Там же. С. 462-463. [63] ср. Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 385. [64] Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А.Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 109-110. [65] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 431. [66] ср. Там же. С. 433-434. [67] ср. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 603. [68] ср. Там же. С. 679. [69] Там же. С. 11. [70] Там же. С. 469. [71] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 483. [72] Там же. С. 76, 474. [73] Там же. С. 776. [74] Там же. С. 45.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |