Методика изучения фонетики
1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка (звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово). Основные цели изучения раздела: I. дать учащимся представление о звуковой системе языка: 1) научит их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне речевого потока; 2) на этой основе преодолеть возможные представления о тождестве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и несоответствия между произношением и написанием; 3) добиться осознания учащимися основных фонетических процессов русского языка: 4) 4)использовать осознанные фопешче* кие процессы для обучения выразительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка; Дать представление о русччшй грнфике как науке, устанавливающей общие принципы передичи звучащей речи на письме: -закрепить знание алфавита;-добиться осознания учащимися качественного соотношения букв и звуков в русском языке: -превосходящее количество гласных букв над гласными звуками и согласных звуков над согласными буквами - и причин этого несоответствия;-изложить основные особенности русской графики:-обозначение мягкости согласных на письме,-обозначение звука [j] в разных позициях,-функции твердого и мягкого знаков. Содержание понятий по школьному курсу фонетики, графики и орфоэпии регламентируется программами по русскому языку. Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и н,1 них отводится относительно небольшое количество часов, пошавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, т.е. в ииде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании ишпия о расхождении звучания и написания формируется (>рфографическая зоркость. При изучении фонетики используются как общеметодические, i с. актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, iiiK и частнометодические - применяющиеся именно при обучении фонетики. К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно i реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях - фонемы -иыполняют смыслоразличительную роль, обращение к i мыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами). К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования В курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки: 1) расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова; 2) грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при этом названия букв; 1) называть по порядку все звуки, из которых состоит то илииное слово; 2) характеризовать звуки но следующим признакам: гласные — поударности / безударности, согласные по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности), 3) описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных в безударных слогах, позиционное озвончение /оглушение, смягчение; 4) проводить соответствие между звукоиым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове; 5) разделять слово на фонетические слоги; 6) группировать слова с общностью фонетических признаков, например с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению согласными; 7) делать фонетический разбор слова. Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования. Методом формирования умений и навыков являются упражнения. Для формирования указанных умений могут быть использованы следующие типы упражнений: 1) произнести звуки без опоры на написанный текст:-изолированно,-в слове с опорой на изображение реалии, называемой определенным словом; 2) проанализировать артикуляцию произносимых звуков; 3) описать фонетические различия между словами, различающимися одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным); 4)затранскрибировать:-отдельные звуки в слове (например, голько гласные или только согласные),-слово,-фразу; 5)прочитать транскрипцию, идентифицироип 11. ее, перевести в гра фический облик:-слово,-фразу; 6)дать правильные названия букв алфавита:-изолированно,-в слове,-в форме исправления «допущенных учеником» ошибок; 7)расположить слова по алфавиту; 8) описать позиционные фонетические изменения в слове: 1* изменение (редукция) гласных в безударных слогах, 2* оглушение / озвончение согласных, 3* ассимиляция по способу и месту образования (без употребления термина), 4* диссимиляция (без употребления термина), 5* позиционное смягчение; 9) указать способы обозначения мягкости: 6* в языке, 7* в конкретных словах; 10) определить количество звуков и букв в слове; 11) из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетическими признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные); 12) сгруппировать единицы по общности фонетических признаков(например, разделить слова на группы по месту ударения); 13) сгруппировать единицы по общности графических признаков (например, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости, значению йотированных гласных букв); 14) разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса; 15) указать место ударения в слове; 16) привести примеры слов с заданными фонетическими 17) сделать фонетический разбор слова. Упражнения могут содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и согласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |