Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»
Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего гендерному стереотипу (2 балла), несоответствующего (0 баллов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оценка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характеристики гендерного стереотипа. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой Я — женщина потому, родилась такой 2 что - мне нравится быть такой 0 просто женщина 1 Я — женщина и хочу, я всегда была красивой 2 чтобы - меня уважали и ценили мое мнение 0 был мир во всем мире 1 Я — женщина и могу... быть терпеливой 2 добиться в жизни всего сама 0 позволить себе некоторые вещи 1 Полученные по всем предложениям результаты суммируются. Этап 6. Обсуждение результатов Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 — о том, что личностью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как не соответствующую гендерному стереотипу. Контрольные вопросы 1. Что такое гендерная идентичность и как она формируется? 2. Как определяется стереотип в психологии? 3. Как понятие гендерного стереотипа связано с процессом достижения личностью гендерной идентичности? Литература 1. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. 2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. 3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., из-во 1995. 4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., Изд-во 1995. 5. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. Глава 13 Гендерная идентичность П. В. Румянцева Вводные замечания Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [4]. Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности. Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность [10]. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11]. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1; 5]. Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [8]. Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т. п. статусе [9]. Гендерная идентичность — продукт социального конструирования [9]. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка [4]. Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора. В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [4]. Цель занятия Расширить представления студентов о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития. Оснащение 1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами. 2. Карточки для проведения «Терминологической разминки» (см. приложение). Порядок работы В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов. Этап 1.Терминологическая разминка. Этап2. Составление блок-схемы из основных понятий. Этап3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |