Методические рекомендации по подготовке к урокам-семинарам по истории России для учащихся 10 класса
Перед вами методические рекомендации для подготовки к урокам-семинарам по истории России в 10 классе. Уроки-семинары ориентированы на практическое использование знаний, их углубленное изучение и осмысление. Для подготовки к данным урокам необходимо ознакомиться с информацией из учебника, а так же привлечь дополнительную литературу.
В рамках уроков-семинаров вам предстоит вести предметную беседу, участвовать в дискуссиях, писать эссе и участвовать в других формах учебной деятельности.
По результатам уроков-семинаров каждому ученику будет выставлена отметка.
Урок-семинар №1.
Тема: Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
Экспансия с Запада.
Вопросы к уроку:
1. Условия образования Монгольского государства.
2. Система управления в Монгольском государстве.
3. Основные этапы нашествия монголов на Русь.
4. Причины успехов монголов.
5. Основные события экспансии с Запада.
6. Особенности прекращения зависимости русских земель от Золотой Орды.
Источники и литература:
- Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов, именуемых нами татарами // Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Перевод А. И. Малеина. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm.
- Вернадский Г. В. Монголы и Русь = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с. -http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv3.htm.
- Татаро-монгольское иго. Жидков В.С. , Соколов К.Б. Десять веков Российской ментальности. - СПб.: Алетейя, 2001, с. 144-151.- http://ec-dejavu.ru/y/Yoke_tm.html.
- Бегунов Ю.К., Клейненберг И.Э., Шаскольский И.П. Письменные источники о Ледовом побоище.- http://www.livonia.veles.lv/research/ice_battle/index.htm.
- ЕГОРОВ В.Л. Александр Невский и Чингизиды. - http://a-nevskiy.narod.ru/library/12.html.
- Егоров В.Л. Александр Невский и Золотая Орда.- http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/3.htm.
- В.А.Кучкий. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси.- http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/1.htm.
- С.М. СОЛОВЬЕВ. История России с Древнейших времен.- Том 3.- http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/index.htm.
Урок-семинар №2.
Тема: Образование единого Русского государства
Вопросы к уроку:
1. Предпосылки образования единого Русского государства.
2. Причины образования единого Русского государства.
3. Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель вок
руг Москвы.
4. Борьба за объединение и независимость русских земель во вто
рой половине XIV — начале XV вв.
5. Феодальная война на Руси во второй четверти XV в.
6. Завершение объединения русских земель во второй половине
XV — первой трети XVI вв.
Источники и литература:
- Образование единого Русского государства. - http://hi-edu.ru/CentrDovusBooks/RusHistory/history_7.pdf.
- Н.А.Шилов. Причины образования Русского централизованного государства. - http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-obrazovaniya-russkogo-tsentralizovannogo-gosudarstva.
- В.Е.Рубаник. К дискуссии о причинах и предпосылках образования русского централизованного государства.- http://cyberleninka.ru/article/n/k-diskussii-o-prichinah-i-predposylkah-obrazovaniya-russkogo-tsentralizovannogo-gosudarstva.
- В.О.Ключевский. Курс русской истории.- Лекция XXI.- http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/index.htm.
Урок-семинар №3.
Тема: Смутное время
Вопросы к уроку:
- Сущность понятия «смутное время»
- Причины Смутного времени.
- Этапы смутного времени.
- Особенности избрания Михаила Романова на престол(причины выбора его кандидатуры).
- Последствия Смутного времени.
Источники и литература:
- Повесть о Земском соборе 1613 года. - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/pov_zemsk_sob_1613/pred.htm.
- С.М. СОЛОВЬЕВ. История России с Древнейших времен.- Том 8.- http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/index.htm.
- В.О.Ключевский. Курс русской истории.- Лекции XLIII-XXI. - http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/index.htm.
- В.Кобрин. Смутное время — утраченные возможности.- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 163-185.- http://scepsis.net/library/id_2584.html.
Урок-семинар №4.
Тема: Внутренняя политика первых Романовых.
Вопросы к уроку:
- Характеристика личностей первых Романовых.
- Изменения в управлении государством при первых Романовых.
- Социально-экономическая политика первых Романовых.
- «Бунташный век».
Источники и литература:
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – Глава 1.- http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom32.htm.
- В.О.Ключевский. Курс русской истории.- Лекция XLVII. - http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/index.htm.
- С.М. СОЛОВЬЕВ. История России с Древнейших времен.- Том 9-12.- http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/index.htm.
- Д.А.Гусев, А.М.Булдакова. Оценка деятельности Михаила Романова в отечественной историографии.- http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-mihaila-romanova-v-otechestvennoy-istoriografii.
Урок-семинар №5.