Тема: Языкознание как наука
1. Объект и предмет языкознания. 2. Структура современного языкознания. 3. Связь языкознания с другими науками. 4. Новейшие лингвистические направления.
I. Языкознание (языковедение, лингвистика) –наука об языке как структурно-системном образовании, его происхождении, свойствах и назначении, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Объектомязыкознания является естественный человеческий язык вообще. Предметом языкознания являются такие вопросы как:
Внутри лингвистики условно выделяетсяязыкознание общее и частное. Общее языкознаниеисследует сущность и природу языка, его происхождение; рассматривает общие законы развития и функционирования языков; выявляет сходство и различие существующих конкретных языков, т.е. их типологию; определяет так называемые языковые универсалии. Частное языкознаниеизучает и описывает явления, свойственные какому-либо конкретному языку или группе родственных языков (например, русское языкознание, германское языкознание, романское языкознание). Вся совокупность знаний о языке - макролингвистика(< греч. makros «большой, обширный») - с учетом особенностей объекта состоит из трёх взаимосвязанных разделов: внутренняя лингвистика, внешняя лингвистика, прагмалингвистика. Внутренняя лингвистикаили интралингвистика (лат. intro «внутри») изучает свойства языка как системно-структурного образования. Внутренняя лингвистика включает множество дисциплин, среди которых: 1) дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (фонетика, фонология, морфонология, морфология, словообразование, лексикология, ономасиология, семасиология, фразеология, ономастика, этимология, синтаксис); 3) дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, формированием его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикологияи т.д.); 3) прикладные лингвистические дисциплины (лексикографиия, палеография и др.). Внешняя лингвистикаили экстралингвистика(лат. extra «вне»)изучает функциональные свойства языка в его отношении к личности и обществу, включает в себя следующие научные дисциплины: социолингвистику, психолингвистику, этнолингвистику, ареальную лингвистику, когнитивную лингвистику. Прагмалингвистикаизучает взаимодействие субстанциональных (существенных) и функциональных свойств языка в ситуации реального общения в устной и письменной форме. II.Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: историей, философией, антропологией, этнографией, археологией, социологией, психологией, логикой, математикой, физикой, биологией, психиатрией и т.д. III.Связь языкознания с различными научными дисциплинами приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках языкознания. Так, в XX в. обособляются такие языковедческие дисциплины как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика, ареальная лингвистика, когнитивная лингвистика. Социолингвистикаили социальная(лат. socialis «общественный») лингвистика – наука, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии, этнографии. Данная дисциплина изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами. Психолингвистикаизучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесённости с системой языка; исследует становление языковой способности человека (онтогенез речи). Данная научная дисциплина стремится интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности человека. Этнолингвистика (греч. ethnos «народ»)– направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре народа. Данная наука исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. Прагмалингвистика(греч. pragma «дело, действие»)– область исследований в языкознании, изучающая функционирование языковых знаков в речи. В прагматике исследуются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций. Ареальная(лат. area «площадь, пространство») лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии. Когнитивистика(лат. cognoscere «познавать») – наука о законах получения, хранения, преобразования и использования языковой информации человеком. В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, разработанных в философии языка и исследовательской практике различных лингвистических школ и течений, что оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя её развитие.
Литература: Основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21]. Дополнительная: [6, 11,13,17]. Неделя 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |