· http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
· http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
№ урока
| Тема урока
| Дата по плану
| Дата
по факту
| Кол-во часов
|
| Литература как искусство слова
Вводный урок.И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
|
| Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"
(с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.
|
|
|
|
| "Слово о полку Игореве"
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
|
|
|
|
4
| Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»
|
|
|
|
| Классицизм в русском и мировом искусстве.
Литература XVIII века (общий обзор).
|
|
|
|
| М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»
Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
|
|
|
|
| «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Ода как жанр лирической поэзии
|
|
|
|
| Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
|
|
|
|
| «Памятник».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
|
|
|
|
| А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
| | |
|
| "Путешествие из Петербурга в Москву"
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
|
|
| Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
|
|
|
|
| «Бедная Лиза»
как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
|
|
|
14
| Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
|
|
|
|
| Понятие о романтизме. (Лекция)
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
|
|
|
|
| В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
|
|
|
|
| В.А.Жуковский «Светлана».
Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы.
|
|
|
|
| Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.
|
|
|
|
| А. С. Грибоедов: личность и судьба.
История создания комедии. Особенность композиции.
|
|
|
|
| "Горе от ума".
Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
|
|
|
|
| "Горе от ума".
2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.
|
|
|
|
| "Горе от ума".
3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.
|
|
|
|
| "Горе от ума".
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
|
|
|
|
24
| Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".
Обучение конспектированию.
|
|
|
|
| Тестирование по материалам ЕГЭ
Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума".
"Век нынешний и век минувший" в комедии.
"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)
"Смысл названия комедии".
"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…
"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".
"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.
|
|
|
|
| Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
|
|
|
|
| Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
|
|
|
|
| Свободолюбивая лирика
|
|
|
|
| Любовная лирика
Адресаты любовной лирики Пушкина.
|
|
|
|
| Тема поэта и поэзии
в лирике Пушкина.
|
|
|
|
| «Цыганы»
как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
|
|
|
|
| «Евгений Онегин» История создания романа.
Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.
|
|
|
|
| Трагические итоги жизненного пути.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
|
|
|
|
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.
|
|
|
|
| Анализ двух писем.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина
|
|
|
|
| Автор в романе.
как идейно-композиционный и лирический центр романа.
|
|
|
|
| Пушкинская эпоха в романе.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
|
|
|
| Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев
Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.
|
|
|
|
| Вн. чт. «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.
|
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.
Мотивы вольности и одиночества в лирике.
|
|
|
|
| Образ поэта-пророка
|
|
|
|
| Адресаты любовной лирики Лермонтова.
|
|
|
|
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
Анализ «Думы». «Родина»
|
|
|
|
| «Герой нашего времени» Композиция.
- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.
|
|
|
|
| «Бэла»
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах
|
|
|
|
| «Максим Максимыч».
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
|
|
|
|
| «Тамань»
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
|
|
|
|
| «Княжна Мери»
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
|
|
|
|
| «Фаталист».
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
|
|
|
|
| Тестирование по творчеству Лермонтова.
Домашнее сочинение.
|
|
|
|
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.
|
|
|
|
| Система образов поэмы «Мертвые души».
|
|
|
|
53
| Р. Р. Обучение анализу эпизода.
|
|
|
|
| Образ города в поэме «Мертвые души».
|
|
|
|
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы.
|
|
|
|
| «Мертвые души» - поэма о величии России.
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора
|
|
|
|
| Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
|
|
|
|
| А.Н.Островский. «Бедность не порок».
Слово о драматурге.
|
|
|
|
| Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
|
|
|
|
| Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
Основные этапы жизни и творчества.
|
|
|
|
| Тип «петербургского мечтателя»
в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
|
|
|
|
| Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
|
|
|
|
| Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)
Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни
|
|
|
|
| Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
|
|
|
|
| А.П.Чехов «Тоска».
Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
|
|
|
|
66
| Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)
|
|
|
|
| Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
|
|
|
|
| Русская литература XX века.
Многообразие жанров и направлений.
|
|
|
|
| И. Бунин. «Темные аллеи».
Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
|
|
|
|
| Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования.
|
|
|
|
| М.Булгаков. «Собачье сердце»
как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.
|
|
|
|
| Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
|
|
|
|
| М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
|
|
|
|
| Особенности авторского повествования
в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
|
|
|
|
| А.И. Солженицын. «Матренин двор»
Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
|
|
|
|
| Образ праведницы
в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
|
|
|
|
| Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.
|
|
|
|
| «Серебряный век» русской поэзии.
|
|
|
|
| А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др.
|
|
|
|
| «О доблестях…»
|
|
|
|
| С.А.Есенин. Своеобразие лирики.
Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.
|
|
|
|
| Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека
в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».
|
|
|
|
| Слово о В.В. Маяковском.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.
|
|
|
|
| М.И.Цветаева. Биография поэтессы.
Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.
|
|
|
|
| Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой
«Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
|
|
|
|
| Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.
Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.
|
|
|
|
| «Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.
Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.
|
|
|
|
| Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.
Особенности поэтики.
|
|
|
|
| Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики.
Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.
|
|
|
|
| А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.
Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
|
|
|
|
| «Я убит подо Ржевом».
Проблемы и интонации стихов о войне.
|
|
|
|
| Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
|
|
|
|
| Тестирование по изученному материалу.
|
|
|
|
| Вн. чт. Античная лирика.
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
|
|
|
|
| Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
|
|
|
|
| У. Шекспир. «Гамлет».
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.
|
|
|
|
| Одиночество Гамлета
в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
|
|
|
|
| Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
|
|
|
| И.-В. Гете. «Фауст».
Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
|
|
|
|
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.
|
|
|
|
| Повторение. Итоговое тестирование.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
|
| Итоги года и задание на лето.
|
|
|
|