Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Введение в понятие творчества



2016-09-16 578 Обсуждений (0)
Глава 1. Введение в понятие творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Геннадий Канов

Введение в основы творчества

Учебное пособие для учащейся молодёжи

 

Днепропетровск - 2010

 

© Канов Г.Л., 2010 г.

 

ББК 65.011.151

УДК 159.954 : 159.956

К 19

 

Аннотация

 

Книга является комплексным сборником курсов лекций автора по четырём учебным дисциплинам: «Основы эвристики», «Основы патентоведения», «Основы инновационного менеджмента», «Основы интеллектуальной собственности», которые, будучи интегрированы в единое учебное пособие для учащейся молодёжи, обретает системное качество и позволяет объёмно представить весь комплекс вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, от сырых идей и понятия о них, до введения новшеств в хозяйственный оборот.

Первые две главы книги «Введение в понятие творчества» и «Философия творчества» впервые изложены в полемической форме для того, чтобы подтолкнуть учащихся к самостоятельному мышлению, составлению и выражению своего мнения на семинарских и практических занятиях, да и в жизни в целом. По этим главам можно сложить представление о науке творчества – эвристике.

Третья глава «Основы прикладного технического творчества» даёт нестандартное представление о техническом творчестве и о патентоведении, и чем занимаются патентоведы и патентные поверенные с принципиальным разграничением понятий изобретательства и изобретательности.

В четвёртой главе «Основы понятий об инновациях» популярно и нестандартно изложены понятия о современной науке «Инновационный менеджмент» и дано представление о том, что инновации являются фундаментом и источником интеллектуальной собственности.

Пятая глава «Основы понятий об интеллектуальной собственности» посвящена разъяснению понятия интеллектуальной собственности с целью ликвидации неграмотности в этой сфере и показано, что в современном мире без интеллектуальной собственности цивилизованная жизнь невозможна.

В целом книга предназначена для пытливых молодых людей склонных к самостоятельному образованию и ищущих нешаблонные учебные материалы, поэтому книга изложена от первого лица с частым обращением к читателю с просьбой изложить своё мнение, подумать, раскрепоститься, не остаться равнодушным.

 

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………7

Глава 1. Введение в понятие творчества…………………………………...9

1.1. Поговорим об истоках и целях творчества ……………………………………….9

1.2. Введение в понимание творчества как явления, используемого людьми ……...11

1.3. Классификация видов творчества ………………………………………………...13

1.4. Спорные аспекты творчества ……………………………………………………..15

1.5. Механизмы и инструменты творчества …………………………………………16

1.6. Система ценностей в творчестве ………………………………………………….18

1.7. Полемика о творчестве……………………………………………………………..21

1.8. Психика и творчество ……………………………………………………………...25

1.9. О муках творчества ………………………………………………………………..26

1.10. Творчество, как чудо. Гипотезы и аксиомы …………………………………….27

1.11. О роли и месте перевоплощения в творчестве ………………………………….29

1.12. Гипотеза о мышлении …………………………………………………………….30

1.13. Введение в мышление …………………………………………………………….34

1.13.1. О мышлении как функции разума

1.13.2. Мысли первичны – феномен происхождения

1.13.3. О роли мышления в различных видах творчества

1.13.4. Анатомия творения и статуса творцов – приглашение к полемике

1.14. О важности слова …………………………………………………………………44

1.14.1. Роль слова в творчестве

1.14.2. Из песни слова не выкинешь

1.15. Аллегории творчества ……………………………………………………………48

1.16. Объёмное видение проблем ……………………………………………………...49

1.17. Система представлений о творчестве …………………………………………….49

1.18. Фантазия как фундамент творчества …………………………………………….52

1.19. Творчество, попытки его объяснить и систематизировать

как деятельность. Введение в эвристику ………………………………………….53

1.19.1. История возникновения эвристики

1.19.2. Современные структуры творческой деятельности

1.20. Термины и определения …………………………………………………………..59

Глава 2. Философия творчества……………………………………………..64

2.1. Возможно ли создать невозможное? ………………………………………………64

2.2. Добро и зло в творчестве …………………………………………………………...67

2.3. Душа и мысли ………………………………………………………………………69

2.4. О двуединстве человека …………………………………………………………….71

2.5. Душа и тело в театре жизни ………………………………………………………..74

2.6. О свободной воле человека …………………………………………………………75

2.7. Откуда всё берётся? ………………………………………………………………….78

2.8. Размышление о творчестве понимания …………………………………………….80

2.9. Роль знания и умения в творчестве …………………………………………………84

2.10. Творчество как волшебство ………………………………………………………..86

2.11. Творчество как свойство жизни ……………………………………………………87

2.12. Творчество как явление природы …………………………………………………..90

2.13. Творчество как наука ………………………………………………………………. 92

2.14. Хочу и могу в творчестве ……………………………………………………………95

2.15. Трудовой аспект творчества ……………………………………………………….. 96

2.16. Творчество в управлении ……………………………………………………………98

2.17. Роль и место информации в гипотетическом изложении …………………………100

2.18. Об информации в кибернетическом аспекте ……………………………………… 104

2.19. Информация как всеобщая категория ……………………………………………….106

2.20. Всеобщие свойства творчества ………………………………………………………109

2.21. Понятия о фрейме. Трактат об интуиции во фреймовом изложении ……………110

2.22. О криволинейности и симметрии как всеобщей категории, используемой

в творчестве …………………………………………………………………………115

2.23. Кризис материального производства …………………………………………….. 117

2.24. Главное противоречие человечества ………………………………………………. 118

2.25. Экологическая философия ………………………………………………………….. 119

2.26. Творчество и долголетие ……………………………………………………………. 120

2.27. Поговорим о неизбежности и вечности жизни ……………………………………..221

2.28. Проблемы коммерциализации результатов творческой деятельности …………….123

2.29. Социально-экономический аспект последствий творчества ……………………….127

2.29.1. Свобода, творчество, собственность – триединство в личностном аспекте

2.30. Об основополагающей роли учителя ………………………………………………… 141

 

Глава 3. Основы прикладного технического творчества……………………..142

3.1. О понятиях и заблуждениях …………………………………………………………….142

3.2. Прикладное изобретательство, духовный и информационный аспект ……………….145

3.3. О постановке задач в техническом творчестве ………………………………………….147

3.4. Иерархия описания технических объектов (систем) ……………………………………150

3.5. Философия технического творчества …………………………………………………….152

3.6. Система организации изобретательской деятельности и охраны

изобретенийв Украине ……………………………………………………………………152

3.7. О массовом техническом творчестве …………………………………………………….161

3.8. Структура взаимодействия органов государственной власти и управления

Украины с предприятиями, организациями и гражданами в сфере

интеллектуальной собственности ………………………………………………………..167

3.9. Об изобретениях …………………………………………………………………………...168

3.10. Мировой опыт создания методов активизации технического творчества …………….169

3.10.1. Технологический подход к разработкам

3.10.2. Обобщённый эвристический метод технического творчества по А.И.Половинкину

3.10.3. Теория решения изобретательских задач по Г.С.Альтшуллеру

3.10.3.1. Законы ТРИЗ

3.10.3.2. Вепольный анализ

3.10.3.3. Стандарты на решение изобретательских задач

3.10.4. Анализ достоинств и недостатков ТРИЗ

3.10.4.1. Главная составляющая

3.10.4.2. Подмена понятий

3.10.4.3. Реальный алгоритм разработки новшеств

3.10.4.4. О профессиональном изобретательстве. Фрагменты

3.10.4.5. Есть ли будущее у ТРИЗ как теории и других методик

интенсификации технического творчества?

3.11. Фундаментальный современный метод познания – системный подход ……………..209

3.11.1. Системный подход как общенаучный метод

3.11.2. Сущностные черты системного подхода

 

Глава 4. Основы понятий об инновациях…………………………………………215

4.1. Введение в понятие инноваций и инновационной деятельности …………………….. 215

4.2. Инновации, взгляд с изнанки ……………………………………………………………. 222

4.3. Философия перемен в 21м веке ………………………………………………………….. 226

4.4. Феномен знаний – основа развития и фундамент деятельности ………………………..228

4.4.1. Знания – жизненно необходимый вечный товар для всех

4.4.2. Знание как стратегический ресурс инновационных изменений

4.5. Инновации в человеческом измерении …………………………………………………..232

4.6. Кадры инноваций – имеем то, что имеем ………………………………………………..233

4.7. Организационные структуры для реализации нововведений …………………………..235

4.8. Инновационная инфраструктура, её функции, субъекты, значение

для обеспечения инновационной деятельности ……………………………………..250

4.9. Классификация инноваций и их специфика ………………………………………….252

4.10. Основы и концептуальные положения инноватики как науки …………………….. 257

4.10.1. Становление теории инноватики и её современные концепции

4.10.2. Цикличность развития экономики в дискуссиях учёных

4.10.3. Научно-технический прогресс и экономическое развитие

4.10.4. Жизненный цикл разработки новшества (продукта)

4.11. Современная парадигма бизнеса – интенсификация использования

знаний инновационным путём ……………………………………………………….. 272

4.12. Статистика науки и инноваций в Украине ……………………………………………275

4.12.1. Врёт ли статистика? Современное состояние научно-технической

деятельности в Украине в фактах

4.13. Стратегические тенденции развития экономики развитых стран мира …………….. 279

4.14. Инновационная деятельность предприятия ……………………………………………280

4.14.1. Фирма, как объект инновационной деятельности

4.14.2. Инновационная деятельность как объект предпринимательства

4.14.3. Проблемы, возникающие при осуществлении инновационной деятельности

4.15. Функциональный подход к инновационному менеджменту ………………………283

4.16. Системный подход к инновационному менеджменту и инновационной

деятельности ……………………………………………………………………………286

4.16.1. Структура и содержание системы инновационного менеджмента

организации (предприятия)

4.17. Понятие организации инноваций – основы появления

интеллектуальной собственности ………………………………………………………296

4.18. Связь инновационной деятельности и интеллектуальной собственности

в инновационном проекте ……………………………………………………………… 298

4.18.1. Интеллектуальная собственность как правовая основа

инновационного проекта

4.18.2. Интеллектуальная собственность на разных стадиях управления

инновационным проектом

4.19. Аллегория инновации, образное сравнение ………………………………………….. 304

 

Глава 5. Основы понятий об интеллектуальной собственности……………… 305

5.1. Введение в понятие интеллектуальной собственности ………………………………. 305

5.2. Основные сведения об интеллектуальной собственности …………………………….308

5.2.1. История происхождения, становления интеллектуальной

собственности и её информационная база

5.2.2. Система управления, структура национальной системы охраны

интеллектуальной собственности и инфраструктура в сфере ИС

5.2.3. Идти в ногу со временем

5.2.4. Особенности управления объектами ИС в Украине

5.2.5. Cкупой платит дважды - бумеранг возмездия за стратегические просчёты

в формировании интеллектуального капитала предприятия

5.2.5.1. Патентовать или не патентовать – вот в чём вопрос

5.3. Договорное обеспечение создания и использования объектов

интеллектуальной собственности ……………………………………………………..322

5.3.1. Договоры на выполнение научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ

5.3.2. Правовая природа лицензионного договора

5.3.3. Лицензионные договоры

5.3.4. Торговля лицензионными соглашениями (основные понятия)

5.3.4.1. Содержание договоров о передаче прав на использование

интеллектуальной собственности

5.3.4.2. Предлицензионные и послелицензионные соглашения

5.3.5. Авторское право и его реализация

5.3.5.1.Типовые формы договоров в сфере интеллектуальной

собственности между авторами и работодателями

5.3.5.2. О научных статьях

5.4. Мировой опыт организационных форм инновационной деятельности

в части коммерциализации объектов ИС …………………………………………………352

5.4.1. Сущность и практика венчурного бизнеса

5.4.2. История успеха и его создатели

5.4.3. Стратегия и технология венчурного финансирования

5.4.4. Разновидности венчурного финансирования

5.5. Коммерциализация знаний ……………………………………………………………….. 360

5.5.1. С чего начинается коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности

5.5.2. От потенциала к капиталу

5.5.3. Проблемы налогообложения операций с объектами ИС

5.5.4. Путь к цивилизации

5.5.4.1. Преимущества коммерческого использования ИС

5.5.5. Зачем нужна оценка объектов права ИС

5.5.6. Недобросовестная конкуренция - антипод развивающей конкуренции

Послесловие…………………………………………………………………………………373

Перечень использованной литературы…………………………………………………..374

 

Предисловие

О философии, психологии, истории творчества и даже о его теории написано множество заумных статей и толстых книг. Появилась суперсовременная наука креатология взамен эвристике. Складывается впечатление, что книги эти написаны поседевшими специалистами для самих себя, их читать тяжело и неинтересно неподготовленной молодёжи, а в популярном изложении для школьников почти ничего нет. Особенно непонятно читать об изобретательстве тем, кто сталкивается с этим понятием впервые, не знакомы даже с азами патентоведения и в глаза не видели оригиналов авторских свидетельств и патентов, не говоря уже о более сложном юридическом и экономическом понятии интеллектуальной собственности.

Наука о творчестве – эвристика очень древняя. В неё внесли свой вклад ещё Аристотель и Сократ, но о ней написано мало, хотя для школьников и студентов тема основ творчества представляет интерес, весьма полезна и необходима для формирования кругозора, да и мировоззрения в целом.

Творчество многолико и многопланово, оно для познания неисчерпаемо, но как бы сокрыто туманом неведомого. Это понятие виртуально, несколько абстрактно и зыбко как мираж, поэтому каждый автор пытается говорить о творчестве с позиций своего понимания - как ему привиделось. В результате, сколько людей – столько и мнений, одних формулировок творчества более сотни. Но ещё Сократ говорил, что мнение – это мысль, высказанная без достаточных оснований. А задумывался ли кто о сущности мысли? Откуда они берутся? Как возникают в сознании? Как получаются творения? Без ответов на эти вопросы нет достаточных оснований высказывать своё мнение.

Творческая личность - откуда и от чего появляется? Творческие способности и талант творца - врождённые дарования или это плод воспитания, образования и трудолюбия, каторги работы над собой. Кто ответит аргументировано, убедительно и доходчиво?

Несмотря на некую общность, творчество и мировоззрение у людей разных профессий разительно отличается. Каждый может заметить, что научно-техническое творчество существенно отличается от творчества гуманитарного, как по истокам, так и по результатам, а самодеятельное творчество как радуга и сплошная импровизация.

В книге сделан акцент на научно-техническое творчество, т.к. добывать и создавать знания, как особый вид информации, скомпонованной и приготовленной для понимания, усвоения и применения, наиболее тяжело. Знания, как правило, обретаются в результате исследований и разработок, которые без творчества невозможны. Поэтому книга предназначена и надеюсь, будет полезна будущим учёным и инженерам, всем тем, кто ещё не выбрал жизненный путь. Надеюсь, что старшеклассники, прочитав внимательно и осмыслив всю книгу, примут решение поступить в технический вуз, чтобы стать созидательной элитой страны.

Наступил 21й век, в котором судьбоносно уже проявляются и ещё ошеломляюще проявятся до конца последствия информационной революции конца 20 го века. Особую роль станут играть знания, которые есть и будут самым востребованным и жизненно необходимым товаром, дающим конкурентные преимущества во всех сферах инновационной деятельности. Уже сейчас знания во многих случаях становятся дороже денег, т.к. дают возможность стать лидером и опережать всех как минимум на один шаг. Этот специфический (виртуальный) товар за большие деньги можно продать или купить, а лицензионная торговля знаниями становится весьма доходным бизнесом во всём мире, поэтому каждому современному бизнесмену необходима патентная грамотность и азы понятий об интеллектуальной собственности, да и об инновационной деятельности, ибо они неразрывно связаны.

В настоящей работе сделана попытка создать нестандартное универсальное учебное пособие для учащейся молодёжи с целью формирования мировоззрения в сфере творческой деятельности и бизнеса на её основе, от азов и понятий, до практических рекомендаций в области инноваций и коммерциализации знаний посредством торговли объектами права интеллектуальной собственности и введения их в хозяйственный оборот. Интеллектуальная собственность – высший вид частной собственности.

Форма изложения материала предельно упрощена для понимания школьниками и студентами, содержит множество аллегорий и сравнений для образного восприятия достаточно трудных понятий, но лёгких для запоминания и усвоения в аллегорической форме, поэтому в книге не так часто используется цитирование из других книг, разве, что яркие высказывания великих творцов и формулировки из интернетовской Википедии, а полезный материал для общего развития приведен в приложениях. Тематический глоссарий, подборка терминов и определений также весьма полезны.

Большая часть материала книги изложена в полемической форме в виде базовых мыслей с целью организации дискуссий и обсуждений на семинарских занятиях для приобретения навыков самостоятельного мышления и высказывания своего мнения публично или в рефератах, поэтому темы первых двух глав книги написаны в виде информации к размышлению для возможности доказательного опровержения или поддержки на базе самостоятельной проработки дополнительной литературы, взятой из Интернета, но лучше посещать библиотеки, ибо там многое подскажут.

В связи с многоликостью, многогранностью, многоплановостью, специфичностью и неисчерпаемостью творчества в начальных двух главах книги затронута лишь часть из необъятного множества тем, относящихся к творчеству, предлагаются вопросы, на которые для развития творческого мышления полезно ответить самому для себя и предложить что-либо своё. Самообразование один из эффективных путей постижения творчества. Однако дорогу осилит только идущий по ней, т.е. необходимо интенсивно заниматься творческой деятельностью, посвятив ей жизнь.

Впервые в учебном пособии сделана попытка, обеспечивающая усвоение основных понятий почти автоматически, подсознательно путём некоторого системного повтора материала, но под разными ракурсами, в разных контекстах во множестве затронутых тем, что позволит учащимся в последствии излагать основные понятия творчества своими словами.

Впервые автором в концентрированном виде сформулированы 10 общих свойств творчества и три десятка постулатов и гипотез творчества, приведенных в разделах 2.20 и 1.10, и если их развить дальше, то, пожалуй, станет возможным приблизиться к созданию введения в будущую теорию творчества.

Способ, которым различные части книги интегрированы в целое и нестандартный стиль изложения важны для комплексного понимания основ творчества в сложном переплетении многих сфер деятельности, поэтому при изучении пропуск отдельных разделов равносилен отсутствию фрагментов мозаики или пазлов. Изложение материала во взаимосвязи и взаимозависимости между множеством понятий представляет суть моего собственного вклада в формировании понятия о творчестве. Каждая часть книги оставляет свой след в сознании, но только прочитанное в целом оставляет впечатление и даёт понимание основ. В постижении феномена творчества спешка и форсирование событий губительно, ибо на осмысливание материала нужно много времени наедине с самим собой в спокойном состоянии духа.

На освоение изложенного в книге учебного материала необходимо потратить не менее 140 часов аудиторного времени и более 200 часов добросовестной самостоятельной работы в течение одного учебного года. Учебный курс назван «Введение в основы творчества» неслучайно, ибо излагаются лишь азы, чтобы подготовиться к пониманию знаний, излагаемых в учебниках по креатологии и специальной литературе.

В объём практических занятий входит изучение ДСТУ 3575-97 «Патентные исследования. Основные положения и порядок проведения» и «Правил составления и подачи заявки на изобретение и заявки на полезную модель» с учебным проведением патентного поиска на выбранную тему и составлением учебной заявки на изобретение.

В добрый путь познания основ творчества и себя.

 

Глава 1. Введение в понятие творчества



2016-09-16 578 Обсуждений (0)
Глава 1. Введение в понятие творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Введение в понятие творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)