Стратегические тенденции развития экономики развитых стран мира
В начале 21го века развитие науки, технологий и техники будет не целью, а средством социально-экономического развития стран. Как отмечает Волков Ю.Г. будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, основанном на достоинстве, знаниях, свободе личности. Гуманист – это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям, добру и красоте.
Важнейшей, определяющей основой гуманистического общества будет являться идеологическая структура – определённая система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, о месте человека в нём, о смысле жизни личности в мироздании. В процессе становления гуманистического общества должна осуществляться его переориентация с материальных благ на духовные ценности. Поэтому одной из главных задач общества гуманизма является производство знаний, а высшая цель общества – формирование и развитие личности.
Если в материальном производстве 1 доллар, вложенный в развитие приносит 2 доллара дохода и это уже сверхприбыль, то 1 доллар вложенный в получение знаний и их применение приносит 8 долларов дохода. Споры о том, куда вкладывать деньги (инвестиции) решен уже в прошлом веке. Стремительное развитие информационных технологий яркое доказательство, куда потекли финансовые потоки. Экономика знаний родилась и взрослеет.
Стратегические тенденции развития экономики развитых стран мира в сравнении приведены в таблице 4.12.
Таблица 4.12
Характеристика
| Конец 20 века
| Начало 21 века
|
Жизненный и воспроизводствен-ный циклы товара
| 2…5 лет (по компьютерам 1 год)
| Сокращение до двух раз
|
Стандартизация
| Экономико-правовое регулирование процессов управления безопасностью
| Расширение систем стандартизации, количества и качества международных и фирменных стандартов
|
Интеграция инновационной деятельности
| Интеграция по стадиям жизненного цикла товаров, формирование технопарков, технополисов и других форм
| Разработка трансатлантических инновационных проектов, международная интеграция на базе глобальных стратегий
|
Тип конкуренции
| Приоритет чистой конкуренции
| Развитие глобальной конкуренции
|
Расходы на НИОКР
| 2,5…3,5% от ВВП
| 3…7% от ВВП, рост объёма продаж патентов
|
Тип производства
| Крупносерийное, массовое автоматизированное производство
| Интегрированные производственные автоматизированные модули и системы
|
Технология производства
| Преимущественно дискретные процессы на основе ГПС и т.п.
| Непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии с использованием экстремальных условий в замкнутых безотходных циклах автоматизированного производства
|
Стратегия развития общества
| Технократизм, накопление капитала в различных формах, повышение качества жизни
| Полицентризм, антропоцентризм, вложение средств в развитие интеллекта
|
Идеология
| Роль и место личности определены системой
| Раскрепощение человеческих возможностей, гуманитаризм, гармоничное развитие личности
|
Приоритеты государственного регулирования экономики
| Повышение конкурентоспособности страны, развитие инновационной деятельности
| Сохранение экосистемы, повышение благосостояния общества
|
Информационные технологии
| На основе микроэлектроники, спутниковой связи, Интернета
| На основе новых знаний, носителей информации DVD, трёхмерной оптико-электронной памяти, Интернета-2
|
Номенклатура выпускаемых товаров
| Широкая диверсификация
| Расширение по общему количеству и в рамках корпораций
|
Форма организации производства
| Развитие всех форм: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства на всех уровнях иерархии
| Развитие всех форм организации производства в международном масштабе в рамках ТНК, МНК, глобализация производства
|
Качество товаров и процессов
| Высокое. Повышение качества товаров – цель фирм, корпораций, изготовителей
| Дальнейшее повышение качества товаров в направлении усиления их полезности, безопасности и обеспечения удобства их применения, ресурсосбережения
|
Ресурсоёмкость товаров в сфере потребления (эксплуатации)
| Высокая (за срок службы до 5 раз больше цены). Снижение текущих затрат у потребителя товара не является приоритетной целью изготовителя
| За 15 лет может снизиться примерно вдвое. Сокращения затрат у потребителя будет приоритетной целью фирмы производителя
|
Ресурсоёмкость товаров в сфере производства
| Снижение ресурсоёмкости является приоритетной стратегией фирмы
| За 15 лет ресурсоёмкость товаров на единицу полезного эффекта может снизится вдвое
|
Система менеджмента
| Становление и развитие в направлении маркетингового управления
| Информатизация и автоматизация системы принятия решений. Повышение качества принятых решений и контроля исполнения
|