БАЗОВая часть рейтинговой системы
|
Виды контроля
| Тема / форма аттестационной работы
| Мин.
кол-во баллов
| Макс. кол-во баллов
|
Контроль посещаемости занятий
|
| | |
Посещение лекционных занятий
|
|
|
Посещение семинарских и практических занятий
|
|
|
|
Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях
|
| | |
Тема 1.Культурология как социально-гуманитарная наука
|
|
|
Тема 2. Философские учения о культуре
|
|
|
Тема 3. Традиционные культуры Востока
|
|
|
Тема 4. Античная культура
|
|
|
Тема 5. Культурный феномен Европы
|
|
|
Тема 6. Русская культура: особенности, основные этапы развития
|
|
|
Тема 7. Культура ХХ века
|
|
|
Тема 8. Современная российская культура в поисках новой идентичности
|
|
|
Тема 9. Глобализация и культура конца ХХ – начала ХХI в.
|
|
|
Тема 10. Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации
|
|
|
Тема 11. Проблемы прикладной культурологи и охрана культурного наследия
|
|
|
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
Контрольная работа по темам 1-2.
|
|
|
Презентация творческого проекта 3-6.
|
|
|
Контрольная работа по темам 7-11.
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
Зачет
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
К промежуточной аттестации (зачету) не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 40 баллов
|
Подготовка к зачетуявляется обязательным условием получения итоговой рейтинговой оценки за семестр независимо от количества накопленных баллов
|
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов
|
дополнительная часть
|
№ задания
и форма аттестационной работы
|
Тема
| Мин.
кол-во баллов
| Макс. кол-во баллов
|
1. Эссе
| 1. Этимология и семантика слова «культура».
2. Многообразие определений культуры и его причины.
3. Проблема предмета и метода культурологии.
4. Категориальный аппарат культурологии.
5. Становление методологии изучения современной культуры.
|
|
|
2. Составление словаря основных понятий, раскрывающих тему
| 1. Становление философии культуры, основные этапы: общая характеристика.
2. Представления о культуре в трудах Ж.-Ж.Руссо и Г.Гердера.
3. Природа и культура в философии И.Канта.
4. «Эстетическая утопия» Ф.Шиллера.
5. Концепция культуры Г.Гегеля.
6. Трансформация классического взгляда на культуру (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
7. Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг).
8. Человек и культура в экзистенциализме.
9. Синергетическая концепция культуры.
|
|
|
3. Эссе
| 1. Культурогенез и антропосоциогенез: основные этапы и закономерности.
2. Синкретизм первобытной культуры. Миф и мифологическое мышление. Возникновение искусства и его ранние формы. Возникновение морали и религии.
3. Культура Древнего Востока. История открытия и изучения памятников древневосточной культуры.
4. Характерные черты культуры Древнего Египта.
5. Культура древних цивилизаций Месопотамии и Передней Азии.
6. Древнееврейская культура. Ветхий Завет: нормы, традиции, сюжеты и образы.
|
|
|
4. Составление сравнительной таблицы: Греческая и римская культура
| 1. Античность как тип культуры. Периодизация античной культуры.
2. Крито-микенская цивилизация как историческая основа древнегреческой.
3. Древнегреческий полис: полисные ценности и культура.
4. Достижения классической древнегреческой культуры: театр, философия, архитектура, скульптура. Античный идеал человека.
5. Синтез греческих и восточных черт в культуре эллинизма.
6. Римская культура. От демократических идеалов периода республики к культуре, политике и мировоззрению эпохи империи. Рождение христианской картины мира.
|
|
|
5. Эссе
| 1. Категории средневековой культуры. Пространство, время и смысл жизни в средневековом менталитете.
2. Иерархичность средневекового общества и ее отражение в культуре.
3. Схоластическая ученость и культурная роль университетов в Западной Европе.
4. Романика и готика: сравнительный анализ.
5. Религиозно-философские традиции средневековья и духовные идеалы итальянского Возрождения.
6. Художественный язык эпохи Возрождения. Открытия в литературе и искусстве. Титаны Возрождения.
7. Протестантизм в истории западноевропейской культуры.
8. Барокко и классицизм в истории западноевропейской культуры.
9. Художественная культура XIX века: романтизм, реализм, символизм.
|
|
|
6. Эссе
| 1. Теоретические проблемы осмысления культурно-исторического процесса в России.
2. Основные особенности русской культуры, основные этапы развития, преемственность и эволюция в культурной картине мира.
3. Славянофилы и западники о специфике русского общества и культуры.
4. Проблема срединного положения России между Востоком и Западом.
5. Судьбы русской интеллигенции.
6. Русская культура в ХХ веке: проблемы, противоречия.
|
|
|
7. Эссе
| 1. Вторая мировая война и ее отражение в культурных установках новых поколений.
2. Культура и искусство стран Запада в послевоенный период.
3. Развитие массовой культуры западного общества в ХХ веке.
4. Музыка, кинематограф и литература как наиболее значимые для развития массовой культуры виды искусства.
|
|
|
8. Эссе
| 1. Культурно-демографическая устойчивость России. Проблема сохранения русского языка как языка межнационального общения.
2. Молодежные субкультуры в контексте других российских субкультур.
3. Специфика культурной картины мира современного российского студенчества.
4. Российский вуз глазами студентов и преподавателей.
|
|
|
9. Эссе
| 1. Современность и актуальные проблемы культурологии: конструирование новой культурной картины мира.
2. Культура в постиндустриальном обществе: изменение характера культурной традиции.
3. Информационное общество и культурные трансформации.
4. Интернет, сотовая связь и другие глобальные средства коммуникации; вызванные ими культурные достижения и риски.
5. Телевидение и его роль в конструировании современной культуры повседневности.
6. Глобализация и культура. Угроза сохранению культурного многообразия человечества.
7. Проекты ЮНЕСКО и Римского клуба по сохранению современной культуры.
8. Мультикультурализм и перспективы развития культурных процессов в XXI веке.
|
|
|
10. Эссе по теме 10
| 1. Основные подходы к изучению межкультурной коммуникации.
2. Межкультурная коммуникация в контексте глобализации.
Коммуникативная компетентность как необходимое условие полноценного участия в процессах межкультурных взаимоотношений.
|
|
|
11. Эссе по теме 11
| 1. Интегративный характер прикладного культурологического знания.
2. Отраслевой подход в прикладной культурологии: образовательная и просветительская деятельность учреждений культуры.
3. Охрана культурного наследия как фундаментальный компонент социокультурной политики государства.
4. Культурное содержание образования и психолого-педагогическая культура.
5. Культура личности и профессиональная культура педагога.
|
|
|