Ошибки семейного воспитания и их последствия
Ошибки семейного воспитания не только могут деформировать личность, но и негативно отражаются на социальной обстановке в обществе в целом. Причины неправильного воспитания различны: это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, а также низкая психолого-педагогическая культура родителей и, конечно, личностные особенности самих родителей, а также их склонность решать собственные проблемы за счет ребенка. Однако, взрослые этого зачастую не осознают. Одной из задач специалистов по работе с ДГР и педагогов ОУ – общими усилиями обеспечить личностный рост и развитие конкретного ребенка. Используемые в работе с ребенком и его родителями методы и приемы психолого-педагогической и социальной поддержки должны быть направлены на нейтрализацию ошибок семейного воспитания. Рассмотрим как стиль семейного воспитания влияет на формирование характера ребенка.
Эмоционально теплые взрослые
Взрослые разрешают проявлять личностную свободу ребенку
Зона I - стиль воспитательных отношений ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - девиз воспитания «ВМЕСТЕ» - особенности воспитания: - учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; - равноправие; - взаимная забота и ответственность; - поддержка, помощь и т.п. - роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА - формирующиеся черты характера: - доброжелательность, открытость, инициативность, воля, ответственность, самостоятельность, заботливость, уверенность, трудолюбие и т.п. Примечание: Абсолютной демократии с точки зрения вседозволенности в воспитании быть не должно. Любовь к ребенку должна уравновешиваться дисциплиной и контролем. Разумная родительская власть имеет у детей авторитет. Рекомендуем прочитать: А.С. Макаренко «Книга для родителей».
Зона II - стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА (мелочная опека) - девиз воспитания «ВМЕСТО» - особенности воспитания: - пристальное внимание - удовлетворение прихотей - покровительство - освобождение от трудностей и неприятных обязанностей - преувеличение талантов и способностей и т.п. - роль ребенка: кумир, сокровище, маминькин сынок, болезненный, маленький; - формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, потребительство, тунеядство, требовательность, капризность, зависимость, нерешительность, безынициативность, хамство, буйство, агрессивность, жесткость (как сплав мести и самоутверждения) и т.п., усиление астенических, истероидных и гипертимных черт характера (см приложение 3).
Пути коррекции: давать возможность экспериментировать, учить отвечать за свои поступки, самостоятельно заботиться о себе, приучать жить по правилам, учитывать интересы других людей, учить оценивать себя по справедливости, а также деликатно разъяснять родителям ошибки и их последствия как для ребенка, так и для самих родителей в будущем. Помочь такому ребенку очень трудно, так как он не хочет знать о себе правду. Чем больше он убеждается в том, что не так уж хорош, тем яростнее он отрицает факты и возвращается к образу, созданному родителями.
Зона III. - стиль воспитательных отношений – АВТОРИТАРНЫЙ - девиз воспитания – «ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО» - особенности воспитания: - ограничение свободы, выбора, самостоятельности - игнорирование нужд, потребностей, желаний - предпочтение детских, женских, мужских качеств; - высокие требования; - много обязанностей; - отсутствие поддержки; - жесткая система запретов, санкций, наказаний; - моральная ответственность; - жесткое обращение; - деспотизм, тирания; - эмоциональное отвержение. - роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька. - формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, комплексы, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, демонстративность, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неуверенность, усиление эпилептоидной акцентуации (см приложение 3), формирование невротических расстройств у подростков с лабильной, тревожно-мнительной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Примечание: Характер проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок: 1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит». В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льстит, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики). 2. «Я неплохой, а ВЫ плохие». В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.
Перечисленные проявления в обоих случаях – следствие, а причина – фрустрация, т.е. неудовлетворенная потребность в заботе, любви и привязанности к близким, обман ожидания быть любимым, принятым. Одиночество, растерянность и душевная боль – основные спутники жизни таких ребят. Пути коррекции: а) проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д. б) участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я», «другие» и т.д.) в) приучение к самостоятельности и труду; г) участие в психолого-педагогическом театре; д) формирование положительного образа «Я» через совместную деятельность; е) справедливое наказание (см. приложение 9 «Анализ поступков ученика») ж) дружба, расширение товарищеских отношений з) привязанность к животному; и) постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение их стереотипа восприятия ребенка. к) обучение социальным и жизненным навыкам; л) налаживание социальных контактов; м) вовлечение в сферу досуга.
Зона IV. - стиль воспитательных отношений – ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность); - девиз воспитания: «ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ» - особенности воспитания: - отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; - игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; - эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; - попустительство в сфере контроля за поведением; - вседозволенность; - жесткие требования; - деспотизм, тирания. - роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья - формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.); усиление акцентуации неустойчивого, конформного типов.
Пути коррекции: 1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические асоциальные поступки и правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет. У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они часто бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям. Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хотя риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания). 2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III.
Зона V и VI. - стиль воспитательных отношений – НЕУСТОЙЧИВЫЙ. - девиз воспитания: «ТО ТАК, ТО ЭДАК» - особенности воспитания в зоне V: - неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением; - неустойчивость в применении санкций (V A); - родители робеют, пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий; - родители подвержены настроению (V A); - испытывают чувство вины перед ребенком; - навязывают ребенку роль собственной подружки, дружка, плакательной жилетки (V Б); - формируются черты характера в зоне V: раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.
Пути коррекции для зоны V: единство действий и требований по отношению к ребенку, доброжелательное, спокойное отношение, приучение к адекватным формам поведения и реагирования, трудотерапия, психотренинг.
- особенности воспитания в зоне VI A: то жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающиеся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья. - формирующиеся черты характера в зоне VI: см. зона III; IV, а также усиление акцентуации гипертимного, неустойчивого, конформного типа. - особенности воспитания в зоне VI Б: это стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом. - формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера (см. приложение 3).
Пути коррекции: для зоны VI А: см. зона III. для зоны VI Б – психотренинг, расширение социальных контактов, вовлечение в интересные формы досуга.
Приложение 5.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (894)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |