Темы рефератов по философско-методологическим проблемам социально-гуманитарных наук
1. Концептуальный статус исторической реальности в философии истории. 2. Проблема единства и многообразия всемирно-исторического процесса. 3. Дилемма формационного и цивилизационного подходов к истории. 4. Проблема смысла истории. 5. Историческое познание: проблемное поле и специфика интерпретации социальной реальности. 6. Роль личности и масс в истории. 7. Становление и развитие исторической эпистемологии. 8. Феномен власти в политико-правовой науке. 9. Права человека и гражданское общество. 10.Правовое государство: проблемы становления в обществах переходного типа. 11.Политические технологии и социальный интерес. 12.Феномен демократии как предмет социально-философского анализа. 13.Становление и развитие идеологии современного белорусского государства: проблемы и решения. 14.Политика и государственное управление в ракурсе социально-философского исследования. 15.Феномен бюрократии: его исторические и социально-политические модификации. 16.Права человека как императив развития современной социально-политической теории. 17.Мораль и политика: грани взаимодействия. 18.Философия экономики: проблемное поле и специфика интерпретации общественного развития. 19.Проблема классификации экономических систем. 20.Рынок и рыночная экономика: от классического капитализма к постиндустриальным моделям. 21.Государственное регулирование экономического развития и возможности социально-ориентированной экономики. 22.Экономика и право: формы и уровни взаимодействия. 23.Экономическое развитие и экология: к вопросу о цене экономического процветания. 24.Философия и литература: общее и особенное в постижении мира. 25.Ситуация постмодерна в культуре и современный литературный процесс. 26. Герменевтическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании. 27. Психоаналитическая парадигма в социально-гуманитарном познании. 28.Культура и творчество в феноменологической герменевтике П. Рикёра. 29.Диалектика содержания и формы в литературном процессе. 30.Язык, речь, действительность: от репрезентации к конструированию (Р. Барт). 31.Философия языка: от классической к современным парадигмам исследования. 32.Язык и национальная культура. 33.Современные методологии анализа текста в постструктурализме. 34.Философские проблемы современной семиотики. 35.Философские проблемы современной психолингвистики. 36.Философские проблемы современной социолингвистики. 37.Методология дискурсивного анализа в современном языкознании.
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и магистрантов ГУМАНИТАРНЫХ специальностей
1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. 2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России. 3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии. 4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире. 5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии. 6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира. 7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации. 8. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира. 9. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики. 10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке. 11. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека. 12. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза. 13. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество. 14. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности. 15. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. 16. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта. 17. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности. 18. Основные стратегии исследования социальной реальности. 19. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. 20. Предмет, структура и становление философии истории. 21. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории. 22. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 23. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике. 24. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода. 25. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. 26. Идеология технократизма в социальном познании и концепции индустриального общества. 27. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы. 28. Государство и гражданское общество: проблема взаимодействия. 29. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии. 30. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов. 31. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития. 32. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры. 33. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. 34. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры. 35. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. 36. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры. 37. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее. 38. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в обществознании. 39. Проблема истины и специфика её проявления в социогуманитарном познании. 40. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания. 41. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания. 42. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе. 43. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки. 44. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание. 45. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания. 46. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки. 47. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир. 48. Структура научного исследования и уровни организации научного знания. 49. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки. 50. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории. 51. Метатеоретические основания науки. 52. Динамика науки и системная природа научного прогресса. 53. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций. 54. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. 55. Методы эмпирического и теоретического исследования. 56. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования. 57. Место и роль системного подхода в современном научном познании. 58. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки. 59. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса. 60. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |