Потребление и сбережения
Анализируя факторы, определяющие объемы потребления, Кейнс формулирует свой "основной психологический закон", с ростом дохода растет потребление, но потребление растет медленнее, чем растет доход. Для количественной характеристики этой зависимости используются показатели средней склонности к потреблению (АРС) и предельной склонности к потреблению (МРС, или с), рассчитываемые следующим образом:
где С — потребление; Y — доход. Эта связь между ростом дохода и затухающим ростом потребления служит одним из аргументов в обосновании того, что в экономическом развитии наступает момент, когда эффективный спрос оказывается недостаточным для обеспечения полной занятости, а следовательно, равновесие спроса и предложения на товарном рынке может наступать при более-менее стабильной вынужденной безработице. Другой важный вывод, вытекающий из основного психологического закона, касается функции сбережения. Кейнс считает, что сбережения в очень малой степени зависят от банковского процента, поскольку получение дополнительного дохода от сбережений — это далеко не главный их мотив. Потребление и сбережения образуют совокупный доход, поэтому угасающая склонность к потреблению будет одновременно означать возрастающую склонность к сбережению. Соответственно, можно ввести понятия средней склонности к сбережению (APS) и предельной склонности к сбережению (MPS, или s):
Но поскольку то с + s = 1. 336 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рис. 21.4. Зависимость сбережений Связь между сбережениями и сово-купным доходом демонстрирует график на рис. 21.4. Сбережения возникают, начиная с определенного уровня доходов. Поскольку предельная склонность к сбережению больше средней, то кривая будет возрастать с ускорением.
Мультипликатор Другим компонентом совокупного спроса, как известно, выступают инвестиционные расходы. Анализируя связь между инвестициями и доходом, Кейнс обнаруживает эффект мультипликатора (умножения). Продемонстрируем его на простом примере. Пусть в какой-то момент в общественное производство инвестируется дополнительно 96 ДЕ (∆Y = 96). Какой прирост совокупного дохода (∆Y) вызовет этот прирост инвестиций? Дополнительные инвестиционные расходы одних (затраты на приобретение машин, оборудования, строительство и т. п.) приведут к получению дополнительного дохода другими на ту же величину. Но если предположить, что предельная склонность к потреблению будет составлять 0,5, т. е. половина прироста дохода идет на потребление, а половина — на сбережение, то фонд потребления возрастет на 48 ДЕ. Этот прирост будет использован на приобретение потребительских товаров и увеличит доход. Новый прирост дохода вызовет в свою очередь дальнейшее увеличение потребления и т.д. Эту цепь событий можно условно представить следующей схемой:
∆Y 96 48 24 12 6 3 1,5 … ∆I 96 ∆С 48 24 12 6 3 1,5 0,75 …
Если суммировать все приросты дохода, то можно получить величину, приближающуюся к двойному размеру прироста инвестиций. Формализовав приведенные рассуждения, мы обнаружим следующую зависимость:
∆Y = ∆I + С∆I + с2∆I + ... + с"∆I = ∆I= ∆I.
Глава 21. Теории общего равновесия 337
Мультипликатор — это числовой показатель, характеризующий, во сколько раз прирост совокупного дохода будет больше вызвавшего его прироста инвестиций. Количественно он равен величине, обратной предельной склонности к сбережению:
Эффект мультипликации получил широкое распространение в экономической теории и, в частности, при обосновании кейнсианцами направлений государственной экономической политики. Увеличивая налоги с населения и уменьшая сбережения, государство направляет изъятые средства на инвестиции и тем самым стимулирует экономический рост.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |