Гигиеническое значение воды
Тема № 16 МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТБОРА ПРОБ ВОДЫ ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО И САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебная цель 1.1. Овладеть методикой санитарного обследования источников водоснабжения и отбора проб воды для бактериологического и санитарно-химического анализа.
Исходные знания и умения 2.1. Знать: 2.1.1. Гигиеническое значение воды (физиологическое, эндемическое, эпидемиологическое, токсикологическое, бальнеологическое, климато- погодообразующее, хозяйственно-бытовое, народно-хозяйственное значение. 2.1.2. Классификацию источников водоснабжения и их гигиеническую характеристику. 2.1.3. Программу санитарного обследования источников водоснабжения: санитарно-топографического, санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического. 2.2. Уметь: 2.2.1. Проводить санитарное обследование источников водоснабжения. 2.2.2. Определять места отбора и осуществлять отбор проб воды для исследования, уметь заполнить сопроводительный бланк. 2.2.3. Определять дебит (производительность) источников водоснабжения.
Вопросы для самоподготовки 3.1. Классификация природных источников водоснабжения, условия формирования воды в них и их сравнительная характеристика. 3.2. Искусственные открытые и закрытые водохранилища, гигиенические условия накопления и хранения воды в них. 3.3. Основные гигиенические требования к качеству воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. 3.4. Область распространения и основные положения ГОСТ 2761-84 „Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора”. 3.5. Классификация методов улучшения качества воды при централизованном водоснабжении. 3.6. Гигиеническая оценка осветления и обесцвечивания воды. Сущность процессов коагуляции, отстаивания и фильтрации. Сооружения, применяемые с этой целью. 3.7. Методы обеззараживания воды, их классификация и гигиеническая характеристика. 3.8. Сравнительная характеристика методов хлорирования воды. Хлорсодержащие реагенты, используемые для обеззараживания воды, механизм их бактерицидного действия. Недостатки хлорирования. 3.9. Обеззараживание воды озонированием и ультрафиолетовым облучением, их гигиеничная характеристика. 3.10. Показатели эффективности обеззараживания воды на водопроводных станциях при централизованном хозяйственно-питьевом водоснабжении. 3.11. Специальные методы улучшения качества воды, их сущность и гигиеническая характеристика (опреснение, умягчение, обезжелезивание, фторирование, дефторирование, дегазация, дезактивация). 3.12. Принципиальные схемы водопроводов при заборе воды из подземных и поверхностных водоемов. 3.13. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, цель их организации, особенности режима. 3.14. Методика выбора источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. 3.15. Источники, причины и механизмы загрязнения поверхностных и подземных водоемов. Гигиеническая характеристика хозяйственно-бытовых сточных вод как основного источника загрязнения поверхностных водоемов. 3.16. Самоочищение воды поверхностных водоемов, его сущность и гигиеническое значение, показатели самоочищения. 3.17. Очистка сточных вод как мероприятие по санитарной охране водоемов от загрязнения. 3.18. Методика санитарного обследования водных объектов. Гигиеническое значение отдельных элементов санитарного обследования (санитарно-топографического, санитарно-эпидемиологического, санитарно-технического). 3.19. Методика определения объема воды и производительности (дебита) источников водоснабжения. 3.20. Правила, приборы и посуда, используемые для отбора проб воды из поверхностных водоемов, шахтных колодцев, каптажей и централизованных систем водоснабжения для бактериологического и санитарно-химического анализа. Задания (задачи) для самоподготовки 4.1. Колодец, сооружен из цементных колец, диаметром 1,2 м. Глубина колодца до поверхности воды составляет 20 м, до дна - 25 м. При контрольном выкачивании на протяжении 15 минут уровень воды в колодце снизился на 0,5 м от исходного уровня, восстановился на протяжении 20 минут после прекращения выкачивания. Определить: а) объем воды в колодце; б) дебит колодца. 4.2. Определить дебит воды в реке шириной 8 м, наибольшей глубиной 1,5 м и скоростью течения (с помощью поплавка) 1 м за 20 сек.
Структура занятия Занятие лабораторное. При возможности, занятие проводится непосредственно возле источника воды (реки, озера), шахтного колодца или каптажа родника. При проведении занятия в учебной лаборатории студенты решают ситуационную задачу. После проверки исходного уровня знаний студентов и обсуждения теоретических вопросов темы (приложение 1) каждому студенту (или паре студентов) предлагают решить подготовленную кафедрой ситуационную задачу. К задаче прилагается топографическая карта или ситуационный план и имитированная проба воды. Студенты выполняют санитарное обследование источника водоснабжения (приложение 2) и отбирают пробы воды из крана водопровода (приложение 3). При этом определяют и оценивают (см. приложение 4) ряд показателей качества воды, которые можно выполнить непосредственно возле источника воды, заполняют сопроводительный бланк. Работу оформляют протоколом. Литература 6.1. Основная: 6.1.1. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И., Яворовский А.П. и др. /Коммунальная гигиена/ Под ред. Е.И Гончарука – К.: Здоров’я, 2006. – С. 111-195. 6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтики гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 127-129, 283-300 (на укр. языке). 6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены /Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 2000 - С. 345-364, 418-423. 6.1.3. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профлактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 150-190 (на укр. языке). 6.1.4. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995 - С. 176-207 (на укр. языке). 6.1.5. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Р.Х. /Гигиена./ - К.: Высшая школа, 1983 - С. 57-73. 6.1.6. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям /Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992 - С. 248-252 (на укр. языке)..
6.2. Дополнительная: 6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - М.: Медицина, 1971 - С. 109-164. Оснащение занятия 1. Батометры, посуда для отбора проб воды на химический и бактериологический анализ. 2. Гигиенические регламенты и госстандарты качества воды источников водоснабжения. 3. Формулы для расчета дебита источников водоснабжения. 4. Ситуационная задача по выбору источников водоснабжения.
Приложение 1 Гигиеническое значение воды
Физиологические функции воды: - пластическая - вода составляет в среднем 65 % массы тела взрослого человека. 70 % воды сосредоточенно внутриклеточно, 30 % внеклеточно в составе крови, лимфы (7%) и межтканевой жидкости (23 %). Содержание воды в костной ткани составляет 20 % от ее массы, в мышечной - 75 %, в соединительной - 80 %, плазме крови - 92 %, стекловидном теле глаза - 99 % воды. Большая часть воды является компонентом макромолекулярных комплексов белков, углеводов и жиров и образует с ними желеобразные коллоидные клеточные и внеклеточные структуры. Меньшая находится в свободном состоянии; - участие в обмене веществ и энергии - все процессы ассимиляции и диссимиляции в организме протекают в водных растворах; - роль в поддержании осмотического давления и кислотно-щелочного равновесия; - участие в теплообмене и терморегуляции - при испарении 1 г влаги с поверхности легких, слизистых оболочек и кожи (скрытая теплота парообразования) организм теряет 2,43 кдж (около 0,6 ккал) тепла; - транспортная функция - доставка клеткам питательных веществ - кровью, лимфой, удаление из организма шлаков, продуктов обмена мочой, потом; - как составная часть пищевого рациона и источник поступления в организм макро- и микроэлементов; - существуют нервно-психические расстройства, обусловленные невозможностью удовлетворить жажду при отсутствии воды или ее плохих органолептических свойствах. Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности запах, вкус, привкус, внешний вид, прозрачность, окраска воды являются раздражителями, действующими через центральную нервную систему на весь организм. Ухудшение органолептических свойств оказывает рефлекторное действие на водно-питьевой режим и некоторые физиологические функции, в частности усугубляет секреторную деятельность желудка. К воде с плохими органолептическими свойствами у человека формируется защитная реакция - ощущение отвращения, которое вынуждает отказываться от употребления такой воды, даже несмотря на жажду.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |