Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий
1. Сравнение - сопоставление двух или более предметов, с целью выяснитьих сходство или различие, или то и другое (исходный метод познания). 2. Индукция - мысленный переход от менее к более общему, в пределе до всеобщего (обобщение). 3. Дедукция - переход от более общихк менее общим знаниям, в пределе к единичному. 4. Аналогия – А α β δ γ– В α γ η ώ предмет обладает не только установленными признаками, но и признакомВ. Этот вывод носит вероятностный характер. Степень вероятности можно повысить следующими способами: a) сходных признаков должно быть много; b) все эти признаки у предмета А и у предмета В должны быть существенными; c) между всеми признаками предметовА и В должна существовать связь. 5. Моделирование - его можно рассматривать, как вид аналогии с учетом его особенностей: a) интересующий нас предмет исследуется не непосредственно, а через изучение его заменителя (модели); b) этот предмет может пока и не существовать; c) модель может быть не только вещной, но и мысленной. Ошибки в понимании этих категорий: - общего нет в вещах, оно лишь в мышлении (номиналисты); -общее существует в виде общих идей, понятой, которые первичны по отношению к вещам. Платон и реалисты считали дедукцию сутью метода познания. Бэкон считал индукцию основным методом познания. Аристотель к главному методу относил переход от общего к особенному и единичному; в связи с этим он разработал формальную логику. Сущность и явление. Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона вещей, которая обуславливает их функционирование, поведение, другими словами - внутренняя основа вещи, определяющая способ ее существования и функционирования. Сущность присуща всем вещам данного класса. Явление - это производное от сущности, относительно изменчивая сторона вещи, представляющая собой ее функционирование. Сущность и явление находятся в единстве так, что каждая сущность обнаруживает себя только через явление, явление же - это обнаружение какой-либо сущности. Проявления сущности многообразны, отсюда, для познания явление богаче, а сущность глубже. Поскольку сущность обнаруживает себя через явление, то познание идет в направлении от явления к сущности и далее, к их единству. Познание идет от раскрытия менее глубоких уровней сущности к раскрытию более глубоких. Поскольку вещи взаимодействуют между собой в чем-то изменяя друг друга, отсюда явление может представлять собой не только обнаружение сущности данной вещи, но и в чем-то сущностей других вещей, взаимодействующих с первой. Я1 С1 Я2 С2
Я3 С3
Таким образом, может быть видимость, которая представляет собой такое явление, которое создает в нас впечатление, будто бы в данном случае обнаруживается другая сущность. Видимость (кажимость) может возникать и вследствие аспекта наблюдения, положения наблюдателя.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |