ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ.................................................... Глава 1. Поддержка клиента ........................................ Глава 2. Усугубление проблемы .................................... Глава 3. Переосмысление жизненного опыта .................. Глава 4. Актуализация и поддержание личностного ресурса ....................................... Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма ............................................................. Глава 6. Профилактика срыва....................................... Глава 7. Формирование созидательной жизненной программы........................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................... Рекомендуемая литература........................................... ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................... Билль о личных правах................................................ РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ» Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. Абуль-Фарадж ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии. В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов». Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаемсвое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контрольнад своей жизнью». Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью. Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье». Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств». Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем». Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия: Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого». Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений». Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести чувство покоя. Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Богизбавил насот всех наших недостатков». Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию. Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки». Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*. Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому». «Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми. Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали». Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя». Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого». Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах». Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости. Как видно, основной акцент этой программы - признание Бога, или иной Высшей силы. Вот что пишет об этом польский нарколог Богдан Воронович: «Первое знакомство с содержанием "Двенадцати шагов" может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуждать только те, кто не знаком близко с Программой и потому не знает, что от членов Сообщества Анонимных Алкоголиков никто не требует одной-единственной концепции Бога. При более близком знакомстве с содержанием "12 шагов" легко можно заметить, что любой член Сообщества может сам определить свою "Высшую силу", то есть Бога, "как я его понимаю", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать». Один из основателей Сообщества Анонимных Алкоголиков -Бил В. писал: «Пусть вместо Бога признают какую-либо разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила, более великая, нежели чем они сами». Программа «Двенадцати шагов» не имеет сектантского характера. Мы видим, что она основана на нравственных общечеловеческих ценностях. Если развивать эту мысль далее, можно сказать, что человеку, не имеющему явно выраженной зависимости, также будет полезно осознание идей программы и выражение их в своей жизни. Другими словами, традиционная психотерапия химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации. Вот что пишут своим пациентам специалисты американского Дотоксикационного Центра: «Годы питья и потребления наркотиков вызывают у людей уход от себя и прекращение личностного роста. Вместо распознавания чувств и работы с ними, вы бежите от них. Исследования показывают, что наиболее частой причиной рецидива у лечившихся по поводу алкоголизма и наркомании являются трудности, связанные с неприятными чувствами. <...> Многие люди в начале программы чувствуют себя очень плохо. Выражая свои чувства, изучая себя и свои ограничения, позволяйте другим узнать вас лучше, у вас есть шанс приобрести новое чувство самоуважения и более достойный способ общения с другими. Алкоголь и наркотики способствуют потере былых ценностей и приоритетов. Во время программы вы можете начать открывать то, что важно для вас в жизни. Помните, трезвость должна быть первым преимуществом, все остальное зависит от этого. <...> Большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и отвержению и стремятся скрывать свои чувства от других. Учитесь выражать себя. Учитесь просить без агрессии и пренебрежения. Учитесь просить о помощи и не зависеть от другого человека. <...> Важная часть программы - научение способам совладания со стрессорами без прибегания к алкоголю и наркотикам. <...> Трезвость дает Вам возможность создать новую жизнь, а для этого необходимо много над собой работать». Изучая литературу по зависимостям, можно найти подробные описания наркотических веществ, способы их применения и вызываемые ощущения. Нередко появляется ощущение, что держишь в руках пособие по формированию зависимости. Возникает вопрос, если мы, специалисты, так много знаем, почему так часто разводим руками перед реальной проблемой, перед реальной человеческой бедой? Сейчас все чаще говорят о том, что излечить от наркомании и алкоголизма практически невозможно, но необходимо помещать «зависимых» в специальные реабилитационные центры для того, чтобы они не «втягивали» в порок новых людей. Парадоксально, но чем чаще поднимается проблема наркомании, алкоголизма, чем больше выделяется средств на ее решение, тем больше появляется зависимых людей. Сейчас появились новые формы зависимостей: от карточных и других азартных игр, от Интернета, от виртуальных игр, от музыки, от... Налицо проблема нравственной деградации, выраженная в Различного рода зависимостях. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием. ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ. Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа -формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого. Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:
Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок. Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Варианты таких сказок приведены в этой книге, однако они не являются единственно возможными. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа)[1]. Сформировать концепцию сказкотерапии зависимостей, определить ее стадии нам помогла чудесная сказка Скайдрите Калдупе «Зеленый кувшин». Зеленый кувшин (сказка Скайдрите Калдупе) Пьяницу Думписа отец выгнал из дому. Ведь сын только и знал, что за столом посиживать да из коричневого кувшина пиво прихлебывать. Пока был юнцом - работы не чурался, а с годами больно нерадивым стал. Выпьет один кувшин с пивом, потом другой, третий и давай на всю округу реветь, словно бык. Пускай теперь поревет в лесах и болотах. Пускай узнает;такой ли зычный, такой ли молодецкий будет у него там голос. Но Думпис в лесу не остался, бегом его пробежал, да так быстро - только черные сапоги мелькали. За лесом тянулось болото. Серые кочки, будто важные барыни в ожерельях из клюквы, злобно зашипели: - Не подходи к нам так близко! Ты же пьяница, Думпис! И побрел Думпис краем болота, но не успел еще далеко уйти, как вдруг слышит: в болотных сосенках кто-то вроде бранится, кричит сердито: - Полкрр-ружки! Полкрр-ружки! Глянул Думпис па верхушку сосны и говорит: - Эй, голубок, откуда знаешь, что я полкружки одним глотком выпиваю? Подглядываешь за мной, что ли? А лесной голубь свое заладил: - Полкрр-ружки! Полкрр-ружки! Не подходи близко, пьяница Думпис! И Думпис побежал от него без оглядки. «Добегу, - думает, - до голой поляны, может, там меня никто не знает». Прибежал. Видит: мечется по голому пустырю чибисова женушка в белом переднике, белой косынке и криком кричит: - Дрр-рака! Дрр-рака! Вон пьяница Думtтс к нам заявился! Значит, бытьдр-рраке! Нахмурился Думнис. повернул назад, к болоту. Идет, смотрит, как его блестящие сапоги болотная ржавь пачкает, и бормочет себе под нос: - Никому я не нужен, никому я не нужен...Мелкие чахлые сосенки шелестят, шепчутся: - Да мы сквозь землю провалимся со стыда, если Думпис подойдет к нам близко. Думпис миновал их и остановился на островке суши посреди огромного болота. «Никому я не нужен». - вновь пробормотал он и даже не заметил, как из глаз покатились слезы и упали на белые кудри багульника. - Эй, ты мне бороду не мочи! - спокойно и в то же время строго окрикнул его чей-то голос из зарослей багульника. - Я было прилег отдохнуть, а тут слышу -кто-то плачет. Из кустов на Думписа смотрели огромные голубые глаза- Приглядевшись, он различил копну русых волос, всю в хвойных иглах и цветах. - Здравствуй, Великан! - кланяется Великану Думпис. - Я тоже хотел было отдохнуть на островке, да вижу - это я на твоем лбу пристроился. А ты, стало быть, и есть Великан Драконья Голова? Я от деда слыхал, будто прадед мой однажды с тобой повстречался. Я-то никак не ожидал тебя на болоте увидеть. -Да я пришел посмотреть, как нынче багульник цветет, больно нравится мне его запах. А заодно проверил, лежит ли еще кольцо в болотной глуби, - ответил Великан и добродушно заморгал глазами. - Какое кольцо?! - спрашивает Думпис. - Медное. - ответил Великан. - С позапрошлого лета оно на болоте лежит. Но никто не приходит за ним, не выкапывает, видно, ленится поглубже копнуть. - Кому же придет охота этакое болотище перекапывать?! Доброй пахотной земли вокруг - сколько душе угодно. - Да какое же оно болотище?! Всего-то маленький мшарничек. Вижу, один неразумный малый опрометью по нему пробежал да щегольские сапоги свои грязью заляпал. - насмешливо пробурчал Великан. А у Думписа на душе вмиг полегчало. Еще бы! Сам Великан славный, знаменитый журит его добродушно, как младшего брата, и вовсе не гонит прочь. - Придется мне, пожалуй, целый год болото месить, пока отсюда выберусь, -боязливо проговорил Думпис. - Оно тогда и лучше, что не болотище это, а как ты сказал, маленький мшарничек. - Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет. - сказал Великан. - Ты попробуй выкопать из болота кольцо. А не сумеешь,так хоть постереги его. пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими. Такой, которому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да только смотри - пьянчужек не подпускай. Со стыда Думпис опустил голову, но все же собрался с духом и посмотрел Великану в глаза. Похоже. Великан не знал, с кем говорил. Как хорошо! - Мне в дорогу пора, - сказал Великан. - Хочу сегодня вечером побеседовать с жаворонками, что живут вблизи Даугавы. Заколыхалось болото - Великан стал подниматься. По рукаву Думписаресницами пошоркал. И вот уже вдали над болотом будто зеленый с рыжими пятнами холм замаячил. Это Великан показывался в зеленом своем плаще. Долго, до самых сумерек радостношумел лес, откликаясь на шаги Великана. А болотные осинки, покачиваясь от его теплого дыхания, лишь чуть слышно шелестели. Но чем дальше уходил Великан, тем ближе опять подбиралась к болоту тоска. А Думпис-то решил. что она вовсе сгинула. Снова и снова пытался Думпис выбраться из болота, но оно не выпускало его на волю. 11ервая ночь выдалась скупая - ни единой звезды не зажгла. Во тьме смутно виднелись лишь чахлые сосенки. 11орою они махали ветвями на студеном ветру, точно призрачные ночные бабочки крыльями. Думписа мучила жажда. Раз, другой припадал он к болотной луже, но, почуяв запах гнили, пить эту воду не смог. Наконец он улегся, положил голову на кочку, но вдруг... превратился в болотную птицу. Тоска, точно тяжелые капли дождя, пригибала крылья птицы. И вместе с тоской прихлынули воспоминания. Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе птицы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое. Плохое было горьким,как незрелые ягоды рябины. А хорошие воспоминания бодрили, как вино из плодов дикой яблони. Было бы кому слушать -Думпис рассказывал бы лишь о том, что вспоминалось так радостно. О тех днях, когда он не был еще пьяницей, с которым даже птицы на Голой поляне разговаривать не хотели, кого лесной голубь гнал прочь, от кого сосенки болотные отворачивались, завидев издали... Озирается птица-Думпис, словно ищет, к кому бы за помощью обратиться, да нет никого. Утро пришло погожее, с душистым ветром. -Кру-кру... Что пригорюнился, будто последний твой час наступает? -спрашивает Думписа молоденькая сизо-серая журавлиха. -Так ведь и жить нет никакой радости. Застрял я на болоте, в птицу превратился. Никто со мной подружиться не хочет, никому я не нужен. Тяжкие воспоминания сердце надрывают, белый свет не мил. Подошла молоденькая журавлиха поближе и говорит: - Неужто нет у тебя ничего такого, что стоит вспоминать? - Есть, Журавушка, как не быть. Остался у меня дома золотисто-зеленый глиняный кувшин. Не тот, из которого ячменную брагу прихлебывал, а другой. Не Успел я прихватить его, когда отец меня из дому выгнал. Кувшин мне этот нынче ночью во сне привиделся. Будто пью из него прозрачную водицу- напиться не могу. А утром проснулся - одно болото кругом. - Коли в этом вся беда, - говорит Журавушка. - могу помочь. Разве будешь ты из такого красивого кувшина пить болотную воду? - Нет. Журавушка, что ты! Мне бы только любоваться им. счастливые дни вспоминать. Ведь кувшин этотраньше всегда при мне был. когда лен сеял, или сено косил, или паровое моле вспахивал. Ты мне веришь, Журавушка? - Верю! Повеяло на Журавушку теплом, будто от весенней пашни, и она сказала: - Жди меня туг на болоте. Постараюсь отыскать твой зеленый кувшин. Не завтра, не послезавтра, так уж на третий день обязательно ворочусь. И остался Думпис на болоте Журавушку дожидаться. А она целое лето искала, бегала, кликала: - Ку-да. ку-да скрры-ли? Ку-да кувшин зеленый скрры-ли? Но ни в избе на столе нет его, не в клети на скамье нет, ни возле пруда у баньки - нигде кувшина не видно. - Ку-да скрры-ли? Ку-да скрры-ли? На исходе лета, когда поспели яблоки, нашла Журавушка зеленый кувшин в грязи, в зарослях лопуха. Рядом валялся плуг да пара старых лаптей. Слышала Журавушка, как люди говорили, что это пьянчуга-парень добрую пашню в грязи оставил. Подхватила Журавушка зеленый кувшин и скорей к роднику. Зачерпнула прозрачной воды до краев и принесла Думпису на болото. - Это он и есть, наш зеленый кувшин. - обрадовался Думпис. - Мать в него березовый сок или медовое питье в летнюю жару наливала, а то и студеную водицу из родника близ гречишного поля. Пьет Думпис из кувшина, напиться не может. И кажется ему. что кувшин пахнет душисто, как цветущее поле гречихи. И давай Журавушке рассказывать, как красиво гречиха цветет, как звенит и гудит поле, когда она созреет. И как мелькают белые деревянные ложки, когда усядутся ребятишки вокруг миски с гречневой кашей. На второй день опять просит Думпис Журавушку: - Принесла бы ты мне водицы из родника, что близ ржаного поля течет. И полетела Журавушка над полями дальними, кличет: - Курлы-курлы! Зеленый кувшин, укажи, укажи, где родник у ржаного поля! Нашлародник, зачерпнула полный кувшин родниковой воды, принесла Думпису. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как рожь цветет, какой запах у налитого зерном колоса, а какой у пустого. Под конец вспомнил вечера субботние, когда матушка из ржаной муки хлеб пекла. А на другое утро опять просит Журавушку: - Принесла бы ты мне водицы из родника, что журчит у ног старой дикой яблони. Та вода все равно как вино из диких яблочек, такое вино я хотел поставить себе на свадебный стол. И полетела Журавушка над полями дальними, кличет: - Курлы-курлы! Зеленый кувшин! Укажи, укажи мне родник под ногами у дикой яблони. Нашла родник, зачерпнула полный кувшин и Думпису принесла. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как цветет дикая яблоня и до чего вкусны ее зеленые дички, если не трогать их до самой масленицы, до последних вьюг. А Журавушка запечалилась и сказала: - Мне скоро придется улететь, оттого что некому уберечь меня от зимних морозов и вьюги. Вздрогнул Думпис. словно близкую белу почуял. Страшно ему потерять Журавушку. ее доброе сердце. И только теперь спохватился, что всю осень все о себе говорил, ни разу про нее саму не спросил. И давай придумывать, чем бы Журавушку порадовать, какой подарок ей сделать памятный, чтобы никогда не забывала этого лета и осени. И вспомнил он о кольце, про которое Великан рассказывал. И когда Журавушка опять улетела за ключевой водой, принялся болото раскапывать. 1'убил длинным клювом заросли голубики, обомшелые кочки, вычерпал малые окна воды, разгреб крыльями мох, плети плауна, пласт слежавшейся хвои. Прав был Великан. Мшарник этот никакое ни болотише. а просто заброшенный, лесным зверьем истоптанный луг. Когда повычерпал он лужи, отгреб в сторону кучи мха, плауна, хвои, показалась добрая твердая земля. Думпис долбил ее с такой силой, словно старался алмаз расколоть. И земля вдруг раскрылась, и в ней блеснуло медное кольцо. Подхватил его Думпис и скорей Журавушку искать. - Возьми мой подарок, - говорит он ей. - Больше мне нечего тебе подарить. Взяла Журавушка кольцо, поглядела на него, улыбнулась и тотчас превратилась в красивую девушку. - Это мое кольцо, - сказала девушка. - я его позапрошлым летом в болото забросила, не хотела случайному жениху отдавать. Подумала - у кого хватит смелости кольцо мое выкопать, тот и будет мой суженый. Да никто не приходил, не откапывал. А я бродила по болоту и плакала, пока не превратилась в Журавлиху. Спасибо тебе, спасибо! Л ты восьми свой .еленый кувшин, сам его береги. Он до краев полнится такими добрыми воспоминаниями, что больше не станут тебе казаться былые дни пустыми и бесполезными. Едва Дум писщица взял зеленый кувшин из рук девушки, как тотчас превратился в статного парня, каким был Думпис прежде. Взял он с собой зеленый кувшин, взял и Журавушку. Теперь-то он сумеет ее уберечь от зимних морозов и вьюг. Зажили молодые счастливо. И в будни, и в праздники стоял у них на столе зеленый кувшин с питьем, от которого сил прибывало. Иной раз от кувшина душисто пахло гречихой в цвету или зацветшей рожью. А если подчас пригорюнится муженек, вспомнит печальное, молодая жена наполнит зеленый кувшин питьем из диких яблочек, подаст ему и скажет: - Хор инее всегда помнится лучше, чем плохое. Добрые воспоминания силы прибавляют, как целебное питье. Муж нриооодригся. екпчеет: - И правда. Помню, повстречался я однажды с могучим добрым Великаном. Знаешь, он какой? Когда все тебя сторонятся, когда ты и сам себя стыдишься, он тебя не чурается, не бранит, а дает добрый совет. И совет его дороже золота. А люди, бывало, заслышав такие слова, недоверчиво головой качают: где ж это Думпис Великана повстречал? Пустое болтает, хвастает... Он же пьяницейбыл... Но женушка прижмется щекой к зеленому кувшину с питьемиз диких яблочек, глянет на мужа и скажет: - А я тебе верю... И тогда, на болоте, сразу поверила. В этой сказке отражена история проблемы и указаны пути ее разрешения. Иначе говоря, сказка описывает динамику проблемы и стадии сказкотерапии зависимости. Для того чтобы выделить стадии сказкотерапии зависимостей, проанализируем путь, который проходит герой сказки -Думпис. 1. Общественное отвержение Пьяницу Думписа отец выгоняет из дома. Его отвергают не только люди, но и животные, птицы, растения и даже болотные кочки. Все, кто окружают героя, видят только его проблему и по этому признаку лишают его поддержки и возможности взаимодействия с ним. Ощущение отверженности, «ненужности» - первый серьезный показатель надвигающегося кризиса. Что можно противопоставить этому чувству? Согласно сказочной традиции - доброе дело для других. Однако есть ли у человека в состоянии кризиса силы для конструктивного альтруизма? Пожалуй, нет. Как и сказочный герой, человек плачет и, жалея себя, «прикладывается» к предмету зависимости. В реальной жизни чувства «отверженности» и «ненужности» могут пройти путь от болезненных ощущений к приятным. Они могут стать веской причиной для употребления алкоголя и наркотиков. Порочная цепочка «отверженность - боль - противоядие (алкоголь, наркотик)» образует в сознании клиента устойчивую иллюзию самотерапии. На этом этапе и герой, и реальный химически зависимый человек отрицают свою проблему, ищут компромисса с самим собой. 2. Изоляция В контексте сказкотерапии мы рассматриваем «сказочные уроки», расшифровываем то, что «хотела сказать» нам сказка, чему она нас учит. В данном случае сказка нас учит, помимо прочего, тому, что человеку в кризисном состоянии необходимо изменить среду пребывания. В сказке Думпис невольно попадает на болото и там остается надолго. Правда, как потом выясняется, это вовсе не «болотище», а просто «махонький мшарничек». Не указание ли это на помещение зависимого человека в специальные условия?.. 3. Встреча с добрым помощником Думпис встречает на болоте Великана, после разговора с которым у него проходит тоска и «легчает на душе». Что же сделал Великан для достижения такого мощного психотерапевтического эффекта? Во-первых, Великан не рассматривал Думписа только как носителя проблемы. Более того, он сделал вид, что не знает о пороке героя. Во-вторых, Великан, игнорируя депрессивное состояние Думписа, шуткой легко снимает психоэмоциональное напряжение героя. В-третьих, Великан как бы «роняет» в душу Думписа зерно перспективы выхода из кризисного состояния. «Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет, - сказал Великан. - Ты попробуй, выкопай из болота кольцо. А не сумеешь, так хоть постереги его, пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими, такой, которому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да только смотри, пьянчужек не подпускай». Фактически Великан обращается к личностному ресурсу героя, но делает это как будто ненароком. Интересно, что встреча с добрым помощником обладает эффектом «отсроченного действия»: проблема Думписа разрешается «не по мановению волшебной палочки», а через достаточно длительное время, когда герой становится готовым к положительным изменениям. Добрый Великан как будто дает совет психологам, работающим с зависимыми людьми: начало работы - это мягкая ненавязчивая поддержка, указание перспектив выхода из проблемы не «в лоб», а мимоходом, иносказательно, или «сказочно». Этим советом мы воспользуемся в дальнейшем. 4. Усиление кризисного состояния «Чем дальше уходил Великан, тем ближе опять подбиралась к болоту тоска. А Думпис то решил, что она вовсе сгинула». Сказка предупреждает нас о том, что положительные изменения психоэмоционального состояния клиента на первых парах терапевтического консультирования могут быть связаны с личностью психолога. Сам герой не может еще регулировать свое состояние, снимать стресс конструктивным путем. Добрая беседа, понимание, сопереживание положительно влияют на его состояние, однако здесь можно столкнуться с «подводным камнем». Не излечившись от одной зависимости, клиент может приобрести другую - зависимость от встреч с психологом. Что же делать? Вспомним сказочную ситуацию: Великан показывает Думпису, как можно с пользой использовать свое пребывание на болоте. Он предлагает герою конкретное задание, соответствующее его возможностям, и уходит. Похоже, сказочный совет в терапии зависимостей предельно определен: стадия поддержки должна закончиться передачей ответственности клиенту и некоторым конкретным заданием, которое должен выполнить клиент в перерыве между сериями терапевтического консультирования . Итак, герой остается наедине с самим собой. Что же с ним происходит? На болоте Думписа мучает жажда, но болотную воду он пить не может. Если перенести эту ситуацию в реальную жизненную практику, речь идет о сильнейших физических и физиологических проявлениях зависимости. Мучения героя закончились трансформацией. Он превратился в болотную птицу. В чем лее состоит здесь сказочный урок для специалиста? После пережитого физиологического кризиса зависимый человек может сильно измениться и внешне, и эмоционально. С одной стороны, на данной стадии происходит принятие своей проблемы. Но, с другой стороны, ощущение собственного бессилия перед зависимостью, перед жизнью порождает апатию, депрессивное состояние. Однако естественная динамика внутреннего развития в это время, как это ни странно, «работает» на выздоровление... 5. Осмысление жизненного опыта «И вместе с тоской прихлынули воспоминания, и Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе птицы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое». После того как проблема внутренне принята, острый кризис миновал, сказка советует начать новый этап терапевтического консультирования. Его «мишень» - жизненный путь, опыт клиента. Здесь важен процесс переосмысления жизненных Ситуаций. Особенно тех, которые привели к нравственному кризису, «сбою» духовного развития. На этой стадии зависимый человек уже имеет положительную мотивацию к лечению и консультированию; хочет «выговориться». В сказке Думпис в этот период выздоровления встречает Журавушку, которая становится его реальной помощницей. В реальной практике терапии зависимостей на этой стадии может смениться консультант. Однако это совершенно необязательно.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |