Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» Курс ФМиИ, ФФ Преподаватель: Кузнецова Е.В., Кандидат психологических наук, доцент Семинар № 1 Тема: «Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» 1. Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики с другими науками. 2. Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики в России и за Рубежом. 3. Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики. 4. Определение понятия коррекционно-педагогической деятельности, специальные принципы коррекционно-педагогической деятельности (знать общепедагогические принципы). 5. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической реабилитационной работы (нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении, работа психолого-медико-педагогической консультации, её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка). 6. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми с нарушением в развитии и поведении, основные шаги.
Литература: 1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995. 2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. 3. Специальная психология. / Под ред. Лубовского В.И. М., 2003 4. Специальная психология. / Под ред. Шипицыной. Л.М. СПб., 2003 5. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.., 2003 6. Основы специальной психологии. /Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003 7. Специальная педагогика. /Под ред. Назаровой Н.М. М., 2002. 8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
Семинар № 2. Тема: «Феномен отклоняющегося развития» 1. Понятие «нормы» и «патологии» на современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики. 2. Вклад культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского в понимании в понимании сущности феномена нарушенного развития. 3. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения различных психологических школ. 4. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. 5. Механизмы формирования системных отклонений. Первичные и вторичные нарушения. 6. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений. 7. Причины возникновения отклонений в развитии. 8. Типы нарушений развития (классификации). Теоретические и эмпирические классификации. 9. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
Дополнительные вопросы. 1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии? 2. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»? 3. Какие факторы опосредуют влияние патогенного воздействия? 4. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития? 5. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии? 6. Что представляет собой классифицирование как метод научного познания? 7. Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
Литература. 1. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 2008. 2. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000. 3. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003 4. Специальная психология/Под ред. Сорокина В.М., Кокоренко В.Л. - СПб.,2003 5. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том 2 (стр.248). - М.,2002 6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. - М„ 1999. Семинар №3. Тема: «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями» 1. Понятие особых образовательных потребностей и содержание специального образования. 2. Принципы специального образования. 3. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации) (Лит. №7, с.152) 4. Технологии и методы специального образования. 5. Формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. 6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Литература: 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. 3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001. 4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000. 5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000. 6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003. 7. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. – Ростов–на-Дону, 2007. 8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001. 9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.
Семинар №4. Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»
1. Олигофренопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения умственной отсталости. Умственная отсталость, олигофрения, деменция. В чем заключаются основные отличия олигофрении от деменции. 2. Основные классификации детей с умственной отсталостью. 3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (памяти, внимания, мышления, личностные особенности). 4. Специальное образование детей с умственной отсталостью. Специфика содержания, методы. 5. Психология детей с задержкой психического развития. Причины возникновения. Основные формы задержки психического развития. 6. Психологические особенности детей с ЗПР. Определите особенности психического развития в зависимости от формы ЗПР. 7. Специальное образование детей с ЗПР. Обучение в специальных классах в общеобразовательной школе (Интегрированное обучение детей с ЗПР. В чем заключается специфика работы классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) (нормативно-правовая база, правила набора детей в КРО, организация учебного процесса учителями в КРО. В чем отличие классов КРО и ККО (класс компенсирующего обучения), Определите проблемы интегрированного обучения на современном этапе развития коррекционной педагогики).
Дополнительные вопросы. 1. Назовите отличия детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР. 2. Специфика адаптации умственно отсталых детей. 3. Специфика адаптации детей с ЗПР.
Литература: 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. 3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001. 4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000. 5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000. 6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003. 7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001. 8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003. 9. Обучение детей с нарушениями интеллектуально развития: (Олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова – М., 2000. Семинар №5-6
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |