ЖИВОТНЫЙ МИР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Цель: знакомство с разнообразием животного мира Белгородской области
Цель: знакомство с разнообразием животного мира Белгородской области. Задачи: 1.Создать условия длявоспитания интереса к жизни животных родного края, уважительного и бережного отношения к природе; способствовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает. 2. Развивать умения организовывать себя и своё рабочее место; способствовать развитию навыков работы в паре. 3.Способствовать развитию познавательных интересов, наблюдательности, сообразительности. 4. Расширить представление детей о животном мире Белгородчины. Оборудование: Д: картинки с изображением животных; кроссворд «Животные Белгородской области»; У : рабочие листы; П: конверты с картинками животных; Г: картинка с животным. Тип урока: знакомство с новым материалом. Ход урока I. Огрмомент. Сегодня на уроке вас приключенье ждёт. К животным Белгородчины урок нас поведёт. Но только тем, кто любит животных всей планеты, Покажет и раскроет природа все секреты. Старательным, внимательным, пытливым и прилежным Откроется животных мир огромный и чудесный. II. Введение в тему урока. - Кто же был внимательным и может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о животных родного края)(слайд 1) - А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который решил познать секреты и тайны природы? (он должен любить природу, быть наблюдательным и любознательным) - А что значит любить природу? (беречь, ухаживать) - А есть ли у вас любимое животное? Какое? Как вы ухаживаете за ним? - А как называют группу животных, которых разводят люди, кормят, строят для них жилища, заботятся об их потомстве? (Домашние животные) - А каких животных называют дикими? (Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.) III. Актуализация знаний:
1) Отгадайте загадки: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц) Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень)
Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь)
Он высокий и пятнистый С длинной-длинной шеей, И питается он листьями- Листьями деревьев. (Жираф)
Посмотрите – ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Надели коняшки Морские тельняшки. (Зебра) (Слайд 2)В итоге появляются: заяц, олень, медведь, жираф, лиса, зебра. - К какой группе отнесёте этих животных? (дикие) 2) Работа в паре. На каждой парте конверты с картинками тех же животных. Задание: Распределите животных на 2 группы: 1 группа - животные наших лесов, 2 группа - животные, которых не встретишь в наших лесах. Проверка задания: - Как распределили? Какие проблемы возникли? (В какую группу отнести оленя?) (слайд 3) IV. Работа над новым материалом. Рассказ учителя о благородном олене, пятнистом олене – обитателях Белгородской области. (слайд 4)
Питается благородный олень самой разнообразной пищей. Основной едой этого животного является травянистая растительность. Весной, после сложного для животных времени года — зимы, особое значение придаётся употреблению в пищу растительности, для пополнения сил и получения полноценного витаминного корма. В зимний период времени, если снежный покров не очень велик, благородный олень пользуется возможностью добывать упавшие осенью листья с деревьев, различные стебли и кору кустарников. Употребляют также хвою сосны и ели. Большим подспорьем в зимний период времени для оленей являются жёлуди, которые животное добывает из-под снега. Также в пищу идут каштаны, всевозможные орехи, семена многих видов растений. Грибы, плоды, ягоды — всё идет в пищу благородному оленю. В жару не пасутся, а лежат в тени, лишь утром и вечером выходя на пастбища. От зноя спасаются в реках, где могут проводить большее количество времени суток. Оленята рождаются в тёплое время года. Отёл происходит в укромных местах. Самки рожают, как правило, одного оленёнка, редко двух. Окраска маленького оленёнка пятнистая, очень помогающая ему маскироваться. На первых порах это основная защита оленёнка. Самостоятельно питаться они начинают в возрасте одного месяца, но параллельно с травой они сосут самку, иногда до годовалого возраста. Через год у молодых самцов начинают появляться на лбу бугорки, которые позже превратятся в роскошные рога. Хотя первые рога не будут иметь разветвлений и весной будут сброшены. С каждым последующим годом количество отростков на рогах будет увеличиваться, а сами рога будут становиться мощнее и сильнее. Наибольших размеров они достигают в возрасте самцов от 5 до 12 лет, потом они становятся с каждым годом меньше, слабее, уменьшается количество отростков. Природным врагом благородного оленя являются волки. Как правило, взрослого оленя одному хищнику трудно добыть, с крупной особью справляется только стая. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами. В основном добычей хищников являются молодые оленята или ослабленные и больные особи. Главным врагом благородного оленя с полным правом можно считать человека. Охота на него во многих местах запрещена, животные находятся под охраной как редкие. Благодаря усилиям энтузиастов численность благородного оленя возрастает.
Очень часто, говоря об оленях, представляют северного оленя. Посмотрите на рисунок северного оленя и оленей, обитателей наших лесов. Чем они отличаются? (слайд 6) - А теперь вернёмся к картинкам, работа в паре, и определим, в какую же группу вы отнесёте оленя? 2) Прогулка по классу «В поисках животных». Детям предлагается найти в классе картинки с изображением животных и пополнить группу. (Это: кабан, лось, волк, бобр, ёж, белка). - В какую группу попали эти животные? (Животные наших лесов) 3) Попробуйте отгадать, о каком животном я говорю: - А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 килограммов. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. ( Лось). (слайд 7) -Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр). - Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. (Волк) 4) Работа в группах. (слайд 8) - Дайте описание тем животным, которые даны вам на картинке, так, что бы ребята из других групп угадали этого зверя по описанию. (1 группа- лиса, 2 группа – заяц, 3 группа – кабан, 4 группа – ёж, 5 группа - белка)
5) Физминутка - игра «Отгадай детеныша». Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного, а потом имитируют движение этого животного. Волк – (волчонок) Белка – (бельчонок) Олень – (оленёнок) Лиса – (лисёнок) Кабан – (поросёнок) Заяц – (зайчонок) Ёж – (ежонок) Бобр – (бобрёнок) V. Первичное закрепление изученного. Разгадывание кроссворда. (слайд 9) Работа на рабочих листах. На рисунке в клетки впиши названия лесных животных, обитающих в лесах Белгородской области. Правильные ответы тебе подскажут отгадки на народные загадки: По горизонтали: 1. На свинью похож, а в лесу живет. 2.Всю зиму спит, Весной на пасеку спешит. 3. В птичник повадится – жди беды: Рыжим хвостом заметает следы. 4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. 5. Посреди поля белый клубок катается. Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Белка". Ответы: 1. Кабан. 2. Медведь. 3. Лиса. 4. Волк. 5. Заяц. - Какое животное заблудилось? (медведь) - А где можно встретить медведя, рысь, жирафа? (в зоопарке) - А бывали ли вы в зоопарке? В каком? VI.Заочная экскурсия в Белгородский зоопарк Мы с вами тоже можем совершить заочную экскурсию в Белгородский зоопарк. (слайд 10) Рассказ учителя: Белгородский Зоопарк основан в 1991 году. Зоопарк располагается очень удобно: напротив Белгородского Государственного университета и вблизи центральной автотрассы. В 2011 году Белгородский зоологический парк отметил свое двадцатилетие. Коллекция зоопарка формировалась в основном из животных нашей фауны. Раньше их приносили жители города. В лесу, городе, парке иногда добрые люди подбирают осиротевшего малыша или раненого зверька или птицу. Зная, что где–то есть место и люди, которым не безразлична судьба животного, их приносили в живой уголок. Многие были спасены благодаря добрым человеческим отношениям и выпущены назад в природу, а другим пришлось остаться здесь навсегда и получить постоянную «прописку». Приносили и тропических обезьян, содержание которых в домашних условиях не представилось возможным. Многие животные попали в Зоопарк от Белгородских таможенников. Сегодня общая площадь зоопарка совсем невелика – 3 га. В зоопарке на 1 января 2011 г. находится 365 животных 78-ми видов, 19 из которых занесены в Красную книгу. 1) – А знаете ли вы, что такое Красная книга? - Да, это книга, в которую занесены те животные, которых в природе осталось мало. Их называют редкими животными. Как вы думаете, почему некоторые животные встречаются очень редко? ( На грани исчезновения) - Подумайте и скажите, при каких условиях этих зверей станет много? … - Да, многих животных и природу вообще надо охранять потому, что с каждым годом резко сокращается численность животных, а некоторые виды исчезают совсем из – за небрежного, жестокого обращения к ним человека. В Красной книге три цвета страниц: на красные занесены исчезающие животные; на желтые – численность которых восстанавливается, а на зеленые – те, которые близки к необходимому числу в природе. (Слайд 11) Животные Белгородской области, занесенные в Красную книгу: Русская выхухоль, дрофа, чёрный аист, степной орёл. (Слайд 12) Запрещена охота на территории области на: выдру, бобра, сурка, белку. Редкими обитателями являются: лось, пятнистый и благородный олени, волки. VII. Обобщение: 1) Читает ученик: Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. - А как вы считаете, если на Земле не станет животных, изменится ли что-нибудь в нашей жизни? Животные - часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Животные играют огромную роль в природе. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас. 2) Игра «В лесу» Представьте, вы сидите в лесу тихо-тихо, и в это время на поляне появляется лось. Как вы поведёте себя, покажите правильный ответ: 1) возьму палку и отгоню животное, 2) буду кричать, звать на помощь, 3) постараюсь, вести себя так, чтобы животное меня не заметило. 3) Читает подготовленный ученик: Если в лес пришли гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! VIII. Итог урока. - Мы совершили с вами путешествие в мир природы родного края. Путешествие наше было заочное, но если вы пожелаете, вы можете стать друзьями и гостями настоящего леса, настоящего мира природы. IX. Рефлексия.(слайд 13)Продолжите предложение: - Интересно было узнать … - Мне понравилось… - Я сегодня работал … - За хорошую работу мне хотелось бы поблагодарить … Дополнительный материал для учителя
Рацион зайца представлен разнообразной растительной пищей. Летом русак ест много травы, зимой питается озимыми, остатками корнеплодов на убранных полях, высохшими стеблями и семенами сорняков, побегами древесно-кустарниковых растений. В тяжелые зимы обгрызает кору на кустарниках и деревьях, особенно на фруктовых. Самка приносит потомство 3—4 раза в год, в потомстве от 3 до 6 зайчат.
Лось - типичный лесной вид. Основу кормов на протяжении всего года составляют молодые побеги различных видов деревьев, кустарников и кустарничков. Лосята рождаются в конце апреля - в мае. Лось, как и остальные копытные, всегда был желанной добычей не только для волков, но и для человека. Совсем неконтролируемая или слабо контролируемая охота, вспыхивающая при различных формах социальных потрясений, неоднократно способствовала нерегламентированной добыче копытных, что приводило к катастрофическому снижению их поголовья. В сезон охоты 2003-2004 годов охота на лося была закрыта. Лось оказался одним из самых незащищенных от браконьерства копытных, в результате близок к полному истреблению.
Речной бобр - самый крупный представитель грызунов. Поселяясь на небольших водотоках, бобры способны в значительной степени изменять пойменный ландшафт благодаря своим сооружениям - плотинам и каналам. Бобры копают канавы, идущие в глубину леса от реки. По ним сплавляются В мире интересного Благородный олень, обитающий в зоопарке, пришел на помощь сурку, который упал в поилку оленя. За необычной "спасательной операцией" наблюдали сотрудники зверинца. По словам работников зоопарка, ставших свидетелями происшествия, они заметили, что олень по кличке Шутер пытается что-то достать из своей ванночки с водой. Сначала он пытался просунуть в емкость рога, однако они не вошли в поилку. Затем он окунул в емкость морду и вскоре вытащил из воды мокрого сурка. Олень аккуратно взял грызуна в зубы и опустил на траву. После этого Шутер дотронулся до спасенного им сурка рогами, словно пытаясь удостовериться в том, что он жив, и когда животное откликнулось на прикосновение, отступил. Затем мокрый сурок скрылся в кустах. Работники зоопарка заявили, что были очень тронуты поступком Шутера. Как отметили в зверинце, благородный олень считается животным с весьма крутым нравом, и некоторые из сотрудников парка даже боятся заходить к нему в вольер. "Но мы, наконец, увидели и мягкую, нежную сторону характера Шутера", - подчеркнули в зоопарке. Почему олень решил прийти на помощь утопавшему сурку, не ясно. Не исключено, что ему просто не понравилось наличие постороннего предмета в поилке, и он захотел от него избавиться.
Дегавцова Е. И., Напольских Е. А. Урок № 4
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3730)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |