Глава 1. Специфика работы психолога в организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами, что связано с изменением экономической ситуации в стране. Во-первых, становится очевидным тот факт, что если раньше в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились планы, бюджеты, административные распоряжения, то сегодня руководство предприятий заинтересовано в повышении конкурентоспособности, одним из основных источников которой является трудовой коллектив. Во-вторых, работа с трудовым коллективом входит в обязанности кадровой службы предприятия, которая все чаще включает профессиональных психологов. В-третьих, на сегодняшний день, в любой организации, все более востребованной становится психологическая информация, которая отражает социально-психологические процессы и явления, возникающие в трудовом коллективе: особенности межличностных отношений, эмоциональный потенциал коллектива, мотивационную сферу сотрудников и т. п. В-четвертых, растет число организаций и предприятий (предприятия промышленного производства, небольшие частные фирмы, образовательные и медицинские учреждения), нуждающихся в профессиональной психологической службе, что приводит к появлению новых штатных единиц психолога. При этом нужно подчеркнуть, что круг проблем, решаемых психологом в рамках организации, достаточно широк. Это может быть: ■ анализ текущей ситуации в связи со структурными преобразованиями; ■ отбор кандидата на вакантную должность; ■ оценка профессиональной пригодности и компетентности сотрудников; ■ разрешение конфликтных ситуаций на предприятии; ■ развитие мотивации сотрудников и т. п. Все это определяет содержание книги, представленной в следующих главах. Глава 1 посвящена рассмотрению вопросов регламентации деятельности практического психолога в организации (на предприятии). Параграф «Психологическая служба организации: основные функции и направления работы» знакомит читателя с целями, задачами и функциями психологической службы. Определены основные направления работы организационного психолога с ориентировкой на современные нормативные документы, которые содержательно раскрываются в последующих главах, приведены рекомендации, организационно облегчающие работу практического психолога. Приведены примеры документации и рекомендации по ее оформлению. В главе 2 содержательно раскрыта специфика диагностической работы организационного психолога в решении задач профессионального отбора и подбора кадров, оценки адаптации работников к условиям труда, а затем — и их профессиональной компетентности. В пособии предлагается модель определения профессиональной пригодности кандидата на работу или работника, проходящего аттестацию с приведением схемы составления плана психодиагностики в решении данных задач. Представлены диагностические методы и методики, использование которых позволяет наиболее полно и систематизировано составить психологический портрет работника и коллектива в целом. В главе 3 «Коррекционно-развивающая работа в организации» раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы психолога в организации, приводится классификация методов групповой психокоррекционной работы. Описываются основные приемы и методы коррекционно-развивающей работы: деловые и ролевые игры, организационно-деятельностная игра, методы принятия группового решения (групповая дискуссия, синектика, мозговой штурм), социально-психологический тренинг. В главе раскрывается суть коррекционно-развивающих мероприятий в организации в различных сферах и направлениях. В частности, дается описание мотивации как функции управления в организации; особенностей эмоционального потенциала трудового коллектива; межличностных отношений в организации и организационных конфликтов; особенностей работы с личностью в организации. Особое внимание уделяется коррекции профессиональной пригодности, адаптации и профессиональной компетентности, раскрывается содержание аттестации персонала. В главе приводятся примеры тренинговых упражнений, ролевых и деловых игр, фрагменты различных социально-психологических тренингов в связи с указанными направлениями работы. Глава 4 раскрывает особенности психологического консультирования в организации. В главе раскрывается специфика профессиональной позиции психолога-консультанта в организации. Показано, что консультирование в организации осуществляется по двум основным направлениям: как личностно ориентированное и социально-организационное. В рамках личностно-ориентированного направления описана схема консультационного взаимодействия психолога и клиента, вводится понятие беседы как основы личностно-ориентированного консультирования, даны практические рекомендации по проведению личностно ориентированного консультирования в рамках организации. При описании социально-организационного консультирования дано понятие кадрового консультирования как средства развития организации и его содержание. В главе дается также краткий обзор одного из новых видов организационного консультирования - коучинга. Особое внимание в главе уделяется основным направлениям деятельности психолога-консультанта на предприятии. В частности, описываются и даются рекомендации по проведению консультирования в ситуации подбора кадров и найма на работу, в ситуации профессиональной адаптации сотрудников, в ситуации определения профессиональной компетентности, а также при оказании консультативной помощи в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности. Таким образом, данное справочное пособие позволит психологу достаточно быстро и квалифицированно решать поставленные организационные задачи, успешно проводить диагностическую, корреционно-развивающую и консультативную работу на предприятии. Планируя психологическую помощь, психолог в соответствии с поставленными перед ним задачами может использовать представленный в книге диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, адаптируя его к конкретной цели и к условиям конкретной организации. Данное пособие предназначено как для практикующих психологов, так и для студентов психологических и экономических (менеджмент и руководство) специальностей вузов. Глава 1. Специфика работы психолога в организации
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |