Профконсультанту следует начинать поиск кандидатов на вакантные места прежде всего внутри организации
Профессиональный отбор - это определение соответствия кандидата на должность предъявляемым ею требованиям, выявление пригодности человека к выполнению предлагаемой ему работы1. Профессиональный отбор может включать: ■ психологический отбор - решение о профессиональном соответствии по результатам психологических испытаний; ■ медицинский отбор - по состоянию здоровья; ■ физиологический отбор - по параметрам и показателям основных физиологических функций (например цветоразличение, сила и выносливость); ■ педагогический отбор - по критериям успешности учебной деятельности; ■ социальный отбор - по критериям уровня социального развития, диагностируемым показателям социального интеллекта. При проведении профессионального отбора принимается во внимание, что возможна определенная компенсация недостающих профессиональных качеств, их шлифовка и дальнейшее развитие. 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с. К методам отбора, как правило, относят основные психологические методы: 1) опрос (анкетирование, собеседование, тестирование); 2) наблюдение; 3) анализ документов (самоотчеты, официальные документы); 4) эксперимент (моделирование задачи, гипотетическая ситуация, рабочая ситуация). Оценка опыта кандидата.Как отмечает Ф.С. Исмагилова, достаточно распространенным требованием при проведении профессионального отбора кандидатов выступает требование наличия опыта работы в соответствующей области. Заявленное как «требуется опыт работы по данной специальности» требование, тем не менее, как правило, весьма расплывчато, и может возникнуть определенная сложность при оценке профконсультантом соответствия кандидатов этому требованию1. Наличие записи в трудовой книжке о том, что кандидат действительно занимал данную должность в течение определенного времени, еще не указывает на то, что он обладает нужным опытом. Профессиональный опыт человека можно анализировать с двух позиций2: 1.Как набор профессиональных знаний, умений, навыков. При этом предметом оценки становится содержание, наполнение опыта за счет событий профессионального прошлого. Чтобы оценить профессиональный опыт кандидата с этих позиций, ему можно адресовать следующие вопросы: 1) Что именно вы умеете делать? Какие профессиональные действия и операции вам приходилось осуществлять и как часто? 2) В какой профессиональной области вы достаточно осведомлены? Какова степень вашей осведомленности? 3) Какие знания вам приходилось применять на практике, то есть использовать в собственном опыте? 4) Что еще вы умеете делать, но не имели возможности применить на практике (знаете, но не имеете соответствующего опыта)? 2. Как некую профессиональную целостность,обладающую вполне конкретными характеристиками (свойствами профессионального опыта). Чтобы оценить профессиональный опыт с таких позиций, кандидату можно задать следующие вопросы: 1) Какова степень разнообразия задач, которые вам приходилось решать в вашей профессиональной деятельности? 2) Как часто и быстро вам приходилось переключаться с задач одного типа на задачи совершенно иного типа? 3) В какой степени вы привыкли придерживаться четких последовательных технологий, инструкций, предписаний? 4) Как часто вам приходилось доверять своей интуиции, насколько это было оправданно, помогало ли в решении профессиональных задач? Считаете ли вы, что ваша профессиональная интуиция развивалась с опытом работы? 5) Считаете ли вы свой профессиональный опыт в чем-то уникальным, обладающим неповторимостью, индивидуальным своеобразием? 6) В какой степени ваш опыт соответствует вашим индивидуальным особенностям, а в какой противоречит им? 7) Чего не хватает вашему опыту, в чем он соответствует и не соответствует вашим профессиональным и личностным потребностям? 8) Как связаны между собой ваш жизненный и профессиональный опыт? Что из жизненного опыта помогало вам в решении профессиональных задач, и наоборот? 9) Чем ваш профессиональный опыт отличается от опыта ваших коллег, проработавших столько же, сколько и вы? 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 256 с. 2 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с; Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с. По результатам такого опроса можно детально описать уровень профессиональной компетентности кандидата, составив: ■ индивидуальную карту профессиональной компетентности; ■ графический профиль профессионального опыта. Так, например, графический профиль профессионального опыта может быть составлен по следующему алгоритму1.
Таблица 4
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |