Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Т.Г. ЛОБОВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗОВ) ОМСК – 2010 ВВЕДЕНИЕ Изучение курса философии в ВУЗе предполагает ряд целей, среди которых - овладение студентами основными понятиями и категориями – инструментарием философского знания; изучение методов, основных направлений и проблем, существующих в философии; а так же исторических этапов развития философской мысли. Поскольку философия является обязательной, но не специальной учебной дисциплиной в профильном ВУЗе, это требует четкого определения целей и задач преподавания с учетом данной особенности. В данной ситуации важно не допустить вульгаризации связи философии со специальными дисциплинами, не пытаться сводить значимость философского знания либо к его практической, либо только к методологической пользе для профильной деятельности. Безусловно, что отдельные философские принципы и методы составляют методологический базис как научного вообще, так и медицинского знания в частности. Однако философия не есть лишь теория познания, не может быть определена только как эпистемология, поскольку включает в себя различные блоки, разделы, различающиеся своей тематикой и проблематикой. Цель данного учебно-методического пособия – дать студентам медицинского вуза доступное, логически структурированное пособие, которое будет содействовать формированию целостного систематического философского мировоззрения. К задачам учебно-методического пособия относится повышение эффективности самостоятельной работы студентов благодаря предложенным практическим формам закрепления знания, которые должны стимулировать студентов к самостоятельному свободному мышлению, а так же должны способствовать формированию так называемой «культуры философского мышления». Обращаясь к материалам пособия, студенты могут не только освоить нормативный материал, но и научиться ориентироваться в учебной и научной литературе. Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. Изучение тем историко-философского раздела призвано познакомить студентов с концептуальным содержанием философии в исторической ретроспективе, с логикой развития философской мысли в ее связи с социокультурным контекстом, а так же с развитием естественных и гуманитарных наук. Систематический раздел знакомит студентов с основными понятиями философии, фундаментальными философскими проблемами и их значением для человека, а так же для медицинского знания. В данном разделе раскрывается актуальная философская проблематика сегодняшнего дня, включая последние философские и научные публикации, а так же наиболее дискуссионные вопросы философского знания.
В результате изучения курса философии студенты должны Иметь представление - о предмете, структуре и значении философского знания - о месте философии в системе человеческого знания - об основных проблемах философского знания - о логической последовательности развития системы философских взглядов - о культурном и историческом контексте философского знания - об основных разделах современного философского знания
Знать - основные понятия и категории философии - объект и предмет основных разделов философского знания - философские (всеобщие) методы, применяемые в исследованиях как философских, так и частнонаучных - о связях философии с наукой (в том числе – медициной), мировоззрением, религией и искусством - основные направления в развитии философской мысли
Уметь -пользоваться основными понятиями и категориями - аргументировать свою позицию -ориентироваться во множестве концепций, подходов, существующих в пространстве социокультурного знания - различать и соотносить различные философские позиции и подходы - формулировать и рассматривать с учетом основополагающих философских принципов проблемы и вопросы в медицине, науке, культуре, в жизни человека и общества - работать с философскими текстами, уметь их анализировать
Семинарское занятие – особая форма в организации учебного процесса, где студенты демонстрируют активное учение-изучение определенной темы преподаваемой дисциплины. Учитывая эту особенность, одной из задач учебно-методического пособия является формирование у студентов связного представления об изучаемой теме при самостоятельной подготовке и проработке учебного материала. Прежде всего, студент должен познакомиться с целями изучения темы семинарского занятия. План семинарского занятия представляет собой тезисное формулирование задач изучаемой темы, которые подробно раскрываются в разделе «Методические рекомендации». Представленное пособие содержит вариативные формы самоподготовки, способствующие формированию знаний по определенной теме: работа с ключевыми понятиями темы, тестовые задания (предполагают выбор как одного, так и нескольких правильных вариантов ответа.), дополнительные вопросы для самостоятельной проработки, темы реферативных сообщений. При подготовке реферативного сообщения следует обратиться к разделу «Рекомендуемая литература к рефератам», которая указана после списка основной учебной и дополнительной литературы. Студент так же может самостоятельно подобрать литературу к выбранному реферату обращаясь к следующим электронным ресурсам:
http://www.philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM" http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://anthropology.ru – web-кафедра философской антропологии СПбГУ http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php - библиотека Гумер
При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется делать конспекты отдельных разделов из указанной учебной и дополнительной литературы, что не только даст возможность получить необходимые знания, требуемые в рамках определенной темы семинарского занятия, но и облегчит подготовку к сдаче итогового экзамена по курсу «Философия».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества (2 часа) План семинарского занятия 1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения. 2. Предмет, методы и структура философского знания. 3. Философия в жизни человека и человечества. Взаимосвязь философии и медицины. Темы рефератов 1.Философия как потребность человеческого духа 2. Философия и наука: сферы владения и взаимовлияния. 3. Место и роль философского мировоззрения в формировании личности врача. 4. Философская, научная и религиозная картины мира. Ключевые понятия темы Мировоззрение, миф, методология, рациональный, категории, спекулятивный, философская рефлексия. Цели изучения темы · определить предмет философского знания и прояснить его специфику · рассмотреть соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрений · получить преставление о структуре и взаимосвязи разделов философского знания · раскрыть значение встречи с философией для человека, раскрыть «личностную значимость» философии
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |