III. Повторение видов лингвистического разбора
Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске. Фонетический разбор: Мо-роз: 2 слога м — [м]— согл., зв., тв. о — [а] — гласн., безуд. р — [р] — согл., зв., тв. о — [о] — гл., уд. з — [с] — согл., глух., тв. 5 б., 5 зв. Морфемный и словообразовательный разбор: Багряный: багр- — корень, -ян- — суффикс, -ый — окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь. Морфологический разбор: Роняет — глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица. Синтаксический разбор: Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (сущ.), сребрит (глаг.), мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое — двусоставное, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения. IV. Реализация межпредметных связей Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения — литературоведческой. Это первые строки стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское. Задания: 1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.) 2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.
Домашнее задание 1. Закончите сочинение-миниатюру. 2. Повторите раздел «Фонетика». 3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.
Урок 3. Повторение изученного. Фонетика Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по фонетике, восстановить и закрепить умение правильно выполнят, фонетический разбор. Методические приемы: выразительное чтение, работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Чтение сочинений-миниатюр (2-З человека). 2. Прочитать выразительно фрагменты стихотворений упр. 6. 3. Выполнить фонетический разбор слов: 1 вариант — поздняя, грустную; 2 вариант — сжаты, солнце. (2 человека делают разбор у доски.)
II. Повторение темы «Фонетика» 1. Повторение теории. — Что изучает фонетика? — Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изображение чисел.) — Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.) 2. Работа со схемой. Задание: выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры. 3. Беседа по вопросам. — Все ли звуки русского языка попали в таблицу? (Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п.) — Сколько букв в русском алфавите? (33.) — Каковы функции Ь и Ъ? — В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я? 4. Практические задания. Устно выполним упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняем на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10— письменно сделать фонетический разбор. III. Словарная работа Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними. Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом. Ровесник — ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник — «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова — верстать, верстак. Слово реванш — заимствованное, от фр. revanche — отплата, возмездие; первое значение — «отплата за поражение в войне, в игре», второе — «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» (матч-реванш).
IV. Занимательная лингвистика Решим несколько фонетических задач: 1. Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны — одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами. (Например: Мой пушистый и умный кот Знает даже на двери код, Одного лишь не знает кот, Что несет генетический код.) 2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)
Домашнее задание 1. Повторить раздел «Морфемика и словообразование». 2. Упр. 12 (устно, фонетический разбор — письменно), 13 (письменно).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |