ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1. Совершенно очевидно, что экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющееся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе. Не вызывает сомнения, что торговля, т. е. сфера обмена, со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами, является частью экономики общества. Естественным образом и сфера денежного обращения с многочисленными банками и обменными пунктами рассматривается всеми как экономическая сфера деятельности общества. Нетрудно также понять, что государство занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Однако школьники далеко не всегда понимают, что и они сами, выступая как потребители товаров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли. Следует иметь в виду, что потребление — это сфера экономики, не менее важная, чем производство, обмен и распределение. Потребитель, выходя на рынок, «голосует» долларом, рублем, маркой или иеной за тот или иной товар, подсказывая производителю, что именно данный товар и нужно производить. И зачем были бы нужны производство и торговля, если бы не было потребления? Кроме того, выступая в роли потребителей, даже самые маленькие дети вынуждены иногда принимать очень серьезные экономические решения. Предложите ученикам вспомнить, в каком возрасте они были, когда родители вручили им первую в их жизни и очень небольшую сумму денег, сказав при этом: «Купи себе, что захочешь». А хотелось и мороженого, и конфет, и жевательной резинки, и пепси-колы. Но денег не хватало, чтобы купить все это; купить можно было что-то одно, и ребенку приходилось совершать мучительный выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов. Таким образом, каждый человек постоянно сталкивается с основной экономической проблемой — проблемой выбора в условиях ограниченных ресурсов, которая является центральным моментом первой темы курса. 2.Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки. Экономическая теория — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Обратите внимание учащихся на то, что в процессе обучения понимание экономики как науки будет углублено, а следовательно, может быть конкретизировано и определение экономической теории. 3. Экономическое исследование может осуществляться на двух уровнях анализа — микроэкономическом и макроэкономическом. Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы: — как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег; — каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (например, решение о количестве покупаемых факторов производства или об объеме выпускаемой продукции); — что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках (например, на рынке телевизоров или на рынке соленых огурцов); — каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли. Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции. Разумеется, обеспечение стабильного экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей требуют выработки определенной экономической политики. Анализ такой политики также входит в круг проблем, изучаемых макроэкономикой. В отличие от уровня микроэкономического анализа здесь важным экономическим агентом является государство, основная функция которого и заключается в осуществлении стабилизационной макроэкономической политики.
ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Почему специализация приводит к повышению производительности труда? Ответ на этот вопрос содержится в учебнике и обычно не вызывает затруднений у школьников. Следующие вопросы потребуют от них уже творческого мышления.
2. Какие другие факторы — помимо специализации — приводят к росту производительности труда? а) Среди основных факторов, определяющих производительность, следует назвать образование и профессиональную подготовку работников. Образованные и квалифицированные работники эффективнее выполняют производственные задачи, чем необученный персонал. б) Усовершенствование машин и оборудования, улучшение их качества и увеличение количества в расчете на одного работника нередко рассматриваются как главный путь повышения производительности. Для усиления эффекта предложите учащимся ответить на следующий вопрос. Один и тот же рабочий может вырыть яму размером 1 м3, используя экскаватор, лопату или собственные руки. Сколько таких ям за 1 час рабочего времени сможет вырыть наш рабочий в каждом из трех случаев? Другими словами, в каком случае производительность труда нашего рабочего будет выше? Очевидно, что использование лопаты будет более производительным, чем рытье ямы руками, а экскаватор позволит увеличить производительность на несколько порядков. в) Новые технологии, т.е. изменения в производстве, вызванные применением новых производственных методов, могут использоваться предпринимателями для повышения производительности. Например, появление новых видов металлов и двигателей, работающих безопасно при высоких температурах, стало тем новшеством, которое позволило развить авиационную промышленность. Чем выше температура, которую может выдержать двигатель, тем больше мощность, которую он способен развить. Тогда самолет может лететь быстрее или с той же скоростью, но с меньшим расходом топлива. г) Эффективность организации производственного процесса и управления им. В производственном процессе управляющие (менеджеры) отвечают за покупку того или иного оборудования, за наем и обучение работников, за стимулирование их труда, за внедрение новых технологий. От того, насколько хорошо они это делают, также зависит производительность. Генри Форд, например, ввел сборочную линию, которая передвигала по конвейерной цепи автомобиль к рабочему. Этот новый метод организации производственного процесса стал революцией в деле повышения производительности.
3. Решите задачу на расчет производительности труда. В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне? Решение. а) Каково общее количество человеко-часов, отработанных за день? 8 ч • 10 чел. = 80 чел.-ч в день. б) Производительность труда = ------ = 10. Следовательно, за 1 час рабочего времени каждым работником в среднем выпекается по 10 буханок хлеба. Такова производительность труда в данной хлебопекарне.
4. Существуют ли у специализации как экономического явления какие-либо недостатки, или она является исключительно положительным явлением? Несмотря на все преимущества, специализация влечет за собой и некоторые негативные последствия как для каждого отдельного работника, специализирующегося на выполнении определенной операции, так и для экономики в целом вследствие специализации хозяйственных организаций. Последнее связано с тем, что специализация ведет к всеобщей взаимозависимости производителей: чем меньше каждый из нас производит лично для себя, тем больше мы зависим от производства, осуществляемого другими. Поэтому разрыв в одном звене единой технологической цепочки может привести к негативным последствиям для всей экономики. Например, длительная забастовка шахтеров — даже при наличии альтернативных источников топлива и энергии — приведет к недопроизводству различных товаров и услуг. Показательным примером является развал Советского Союза. Многие существовавшие годами хозяйственные связи между республиками были разрушены, что явилось одной из причин серьезного экономического кризиса, возникшего в России и так называемых странах ближнего зарубежья. Но несмотря на эти внутренне присущие ей недостатки специализация на макроуровне была и остается по сей день важнейшей формой реализации общественного производства. Более сложной оказывается оценка специализации на микроуровне, т. е. в рамках функционирования отдельного предприятия. С того момента, как величайший английский экономист Адам Смит (1723—1790) описал преимущества узкоспециализированного труда в процессе повышения производительности, прошло много десятилетий и данная теория не подвергалась сомнению. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах XX столетия возник принципиально новый взгляд на роль специализации в производственном процессе предприятия. Формирование новых теорий связано с тем, что сейчас завершается эра так называемого технократического общества. Для технократического управления трудом в индустриальном обществе, порожденного особенностями крупного машинного производства, свойственно максимальное разделение труда, жесткая регламентация его условий, отделение труда исполнительского от организаторского. Падение заинтересованности работников в труде вследствие его технократической организации явилось одной из важнейших причин замедления экономического роста и производительности труда в ведущих капиталистических странах в 70-х и начале 80-х годов. Поэтому предприниматели и управляющие серьезно отнеслись к проблеме «отчужденности труда» как причине снижения эффективности, высокой текучести кадров, недостаточной лояльности персонала и т.д., став на путь радикального преодоления «технократической отчужденности». В 80-х годах они выступили с инициативами установления прямого взаимодействия со своими работниками на основе новых (инновационных) принципов (в Японии этот процесс начался несколько раньше — еще в 70-е годы). Что традиционно отличало практику технократического управления работниками? Во-первых, труд большинства рабочих и служащих, являясь преимущественно узкоспециализированным, не требовал основательной универсальной подготовки. Связи между отдельными работниками были изначально предопределены технологическим процессом, направлены на поддержание устойчивости и стабильности производства, жестко регламентированы администрацией. Во-вторых, в условиях отделения исполнительского труда от организаторского самостоятельность широкого круга работников в установлении, поддержании и развитии коммуникаций была существенно ограничена. В-третьих, эти коммуникации осуществлялись под пристальным контролем и при посредничестве менеджеров. Сегодня эффективность хозяйствования все более зависит от наличия гибких, подвижных взаимосвязей в организационной структуре, тесных контактов работников в процессе труда. В результате внедрения коммуникаций в электротехнической компании Мицубиси Энки производительность труда возросла на 50%, существенно снизился брак. Специализация работников по определенным операциям и видам деятельности приводит к монотонности и однообразию труда. Как решается эта проблема в Японии? Формирование универсального работника, что является стратегическим принципом кадровой политики в Японии, осуществляется путем организации системы ротации, т. е. целенаправленного перемещения работника с одного рабочего места на другое в рамках фирмы. В компаниях группы Мицубиси полный цикл ротации состоит из смены работником трех рабочих мест в течение первых 14 лет работы, причем переход работника на новое место производится регулярно через каждые 4-5 лет. Перевод работника на новые рабочие места может происходить и в течение последующей трудовой жизни, однако уже не с той регулярностью. Один раз в два года работник должен подавать руководству докладную с изложением его собственных представлений о дальнейшей работе. По этой докладной генеральный директор, курирующий соответствующее подразделение, обязан провести с ним собеседование, отчет о котором направляется в отдел кадров. Когда возникает необходимость в тех или иных производственных перемещениях работника, такая информация максимально учитывается. Расширение профессионального профиля, повышение квалификации методом ротации помогают в известных пределах смягчить рутинность, монотонность специализированного труда.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |