ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ
1. Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т. е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них монопольных тенденций.
2. Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором — обладают. Монопольная властьозначает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т. е. устанавливать ее по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями (в другом переводе — ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью. Все рассматриваемые далее виды рынков — монополия, монополистическая конкуренция и олигополия — это рынки с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на данных рынках, обладают монопольной властью, хотя и по разным причинам. Эти причины также рассматриваются ниже. 3. Монополия— тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам этот продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке ее товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в маленьком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом. Обладая монопольной властью, монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную) прибыль. В целом объем производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена. Это приводит к определенным потерям для общества, так как меньшее количество потребителей покупает продукт монополиста, а те, кто покупает, платят за него больше. Именно поэтому во многих странах антимонопольные законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Исключение составляет естественная монополия, которая возникает в отраслях с особым технологическим процессом (например, в электроэнергетике). Особенность технологического процесса в этих отраслях заключается в том, что, чем крупнее масштабы предприятия, тем оно более эффективно. Определенный объем продукции может быть произведен одним предприятием при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималось не одно, а несколько мелких предприятий. Поэтому на деятельность естественной монополии не распространяются антимонопольные законы; ее существование целесообразно, и государство лишь регулирует монопольные цены. Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там свое производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих ее поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; патенты и авторские права, дающие изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение длительного времени; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компания «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 85% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отдельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий. 4. Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке, что больше, чем в условиях совершенной конкуренции (до 1%). Количество продавцов обуславливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объемы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенной конкуренции. Специфичность товара дает каждому продавцу определенную степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы «Ролекс», ручки «Монт Бланк», духи «Шанель») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок — вход на данный отраслевой рынок не затруднен такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отраслей с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынки женской, мужской или детской одежды, ювелирных изделий, обуви, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг — парикмахерские и т. п. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход. 5. Олигополия— наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознает, что изменение цены продукции или объема выпуска вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и должна считаться с этим. Во многих случаях олигополия защищена барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию. Монопольная власть и монопольная прибыль в олигополистических отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут получать большую прибыль, назначая цены существенно выше тех, которые сложились бы, если бы данный рынок был совершенно конкурентным. Иногда фирмы даже вступают в явный или тайный сговор — картель — и сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать совместные прибыли. В других случаях олигополистические фирмы агрессивно конкурируют друг с другом, развязывая целые ценовые войны и теряя значительную долю прибылей. Олигополия является преобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическими отраслями промышленности являются, например, автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров. Картель— заключенное в письменной форме или устное соглашение между предприятиями одной отрасли, производящими одноименную продукцию. Его цель — установить контроль над рынком определенного товара, т.е. создать монополию на этом рынке. Содержание картельного соглашения зависит от особенностей товара, условий рынка и т. д. Картель может предусматривать установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары, разграничение районов сбыта, определение общего объема производства для сбыта и квоты (доли) в нем каждого участника, ограничение производства, обмен патентами, коммерческой и производственной информацией. Как правило, картельное соглашение заключается на определенный срок с возможностью его продления, но иногда картель прекращает свою деятельность и до истечения срока договора. Участники картеля сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность; свобода их действий ограничивается только вопросами, отраженными в соглашении. В большинстве стран картели запрещены законом. Фирмы, обвиняемые в сговоре (даже негласном) для совместного установления цены продукции и контроля над объемами выпуска, подвергаются крупным штрафам. Однако существует много известных международных картелей. Самый известный из них — картель ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти). Он стремился регулировать выпуск сырой нефти его членами с целью контролировать цену, чтобы максимизировать групповые прибыли. Ценовая война— цикл последовательных уменьшений цены конкурирующими на олигополистических рынках фирмами. Ценовая война является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, которые могут приобретать товары по более низким ценам, чем раньше, но плохи для продавцов, так как ведут к уменьшению их прибылей. Ценовая война может продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до такого уровня, какой имел бы место в условиях совершенной конкуренции.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |