Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.
Социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.
4.3. Темы практических занятий:
1. Основные концепции современной философии науки
2. Философские основания науки
3. Наука и техника как факторы развития цивилизации
4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
5. История отечественной науки: основные этапы становления и развития. История научных и технических школ в МЭИ (ТУ)
6. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
7. Динамика науки как процесс порождения нового знания
8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
9. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
10. Наука как социальный институт
11. Современная методология науки: проблема классификации методов науки.
12. Этика науки
13. Основные этапы развития техники.
14. Институционализация технического знания. Естествознание и технические науки
15. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
16. Социальная оценка техники как прикладная философия техники
17. Методы научной работы (на примере реферата).
18. Защита рефератов
4.3. Темы рефератов:
- Атомизм в античности, в Новое время и в современном понимании.
- Влияние Интернета на развитие современного российского общества.
- Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.).
- Динамика науки как процесс порождения и накопления знаний.
- Дисциплинарное оформление технических наук (вторая половина XIX — первая половина XX в.).
- Естественнонаучный эксперимент и техническое творчество.
- Естествознание и техническое знание.
- Инженерное сообщество и его роль в общественной жизни.
- Инновационная деятельность.
- Интегративные процессы в инженерной практике и технические науки.
- Информатика и социальное управление.
- Историко-материалистический подход к проблемам техники и научно-технического познания.
- История технических наук
- Концепции технологического оптимизма и пессимизма.
- Концепция постиндустриального общества Д.Белла.
- Концепция системного метода.
- Культура и техника.
- Любые темы по истории науки и специальности
- М.Хайдеггер и его онтология техники.
- Междисциплинарные связи в современной науке.
- Методологические проблемы научно-технического познания и инженерного творчества.
- Методологические проблемы теории управления техническими системами.
- Методологические проблемы техникознания.
- Модели развития науки.
- Модели роста научного знания. Теория парадигм Т. Куна.
- Наука и культура в техногенном мире.
- Наука, не-наука, квазинаука.
- Наука и техника на рубеже 20 и 21 веков, их роль в возникновении и решении глобальных проблем человечества.
- Научная революция XVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике.
- Научно-техническая рациональность.
- Научно-техническое творчество
- Научные революции и их влияние на технический прогресс.
- Открытые системы и новая термодинамика.
- Проблема моделирования в инженерном творчестве.
- Проблема построения общей теории техники.
- Проблема проектирования в современном инженерном творчестве.
- Проблема техники в философской антропологии.
- Проблемы кибернетики и искусственного интеллекта.
- Проблемы научных представлений о техносфере.
- Проблемы самоорганизации в современной картине мира.
- Развитие науки в советский период.
- Религиозно-идеалистический подход к проблемам техники.
- Робототехника и роботизация производства: социальные аспекты.
- Самоорганизация в открытых системах.
- Семантика инженерных терминов.
- Синергетика как новый научный подход к миру.
- Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время
- Современные космологические концепции.
- Современные проблемы бытия человека в мире техники.
- Специфика инженерного знания.
- Специфика общетехнических средств познания.
- Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в отечественной науке.
- Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина XIX—XX в.)
- Становление информационно-технической цивилизации и роль информатики в этом процессе.
- Становление науки Нового времени.
- Становление техноэтики как науки.
- Стиль инженерного мышления.
- Техника и мораль. Этика инженера.
- Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса
- Технические знания в Средние века (V—XIV вв.)
- Технические знания Древнего мира и Античности (до V в. н.э.)
- Технические курьёзы в истории техники.
- Технические науки: фундаментальные и прикладные исследования.
- Технические революции в истории человечества.
- Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.
- Философские вопросы технологии.
- Философские проблемы системотехники.
- Философские проблемы теории динамических систем.
- Ценности современной науки.
- Эволюция технических наук во второй половине XX в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.
- Экзистенциализм о бытии человека в мире техники.
- Экологический кризис и проблемы проектирования сельскохозяйственной техники.
- Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.
- Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.
- Этап формирования взаимосвязей: между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII — первая половина XIX в.)