Формирование предпосылок современной науки в эпоху возрождения
Научная революция, которая произошла в эпоху Возрождения в XV–XVI веках и подготовила возникновение классического естествознания, была обусловлена всем ходом социокультурных преобразований Западной Европы. Становление капиталистических отношений и промышленный переворот вели к существенному прогрессу науки и техники, способствовали радикальным изменениям в мировоззрении общества и индивида. Менялся не только социальный статус человека, но и менялось представление о его месте и роли в мире. Человек – это Творец. Если Бог – это Творец Вселенной, то человек – преобразователь природы и жизни, и Богом ему отведено особое место в мире. Революция в мировоззрении эпохи Возрождения вела к радикальным изменениям в отношении к Природе, к Богу, к самому себе. Теоцентрическая картина мира заменяется и постепенно вытесняется антропоцентрической. Однако, эта – картина, в которой два центра: Бог и Человек, два Творца мира. Такой целостный образ мира опирался на пантеизм – учение о тождестве Бога и Природы («Бог во всем»), и на гуманизм – признание человека, его свободы и достоинства высшей ценностью. Польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543 г. г.) на основе большого количества астрономических наблюдений и расчетов создал новую гелиоцентрическую систему мира. В этой системе Коперник низвел Землю до роли рядовой планеты, которая одновременно вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси. В своем труде «Об обращении небесных сфер» Коперник утверждал, что движение – это естественное свойство небесных и земных механизмов, выражаемое некоторыми общими закономерностями механики. Это учение опровергало догматизированное представление Аристотеля о «неподвижном перводвигателе», приводящем в движение Вселенную, и разрушало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Вместе с тем польский астроном считал, что Вселенная конечна, она где-то заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Вселенная похожа на мир в скорлупе. Философское обоснование идеям Коперника дал знаменитый итальянский философ Джордано Бруно (1548 – 1600). Он настаивал на том, что Вселенная бесконечна, что существует множество миров, подобных нашему миру, многие из них обитаемы. Инквизиция в 1592 году арестовала Джордано Бруно. 8 лет он находился в тюрьме, где подвергался страшным пыткам . 17 февраля 1600 года он был сожжен на костре, на Площади Цветов в Риме. Это произошло на рубеже двух веков, ознаменовавшемся рождением классического естествознания. Большую роль в формировании предпосылок классического естествознания сыграл Г. Галилей. Основные идеи, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, были восприняты в XVII веке Ф. Бэконом и Р. Декартом. Они во многом подготовили переворот в естествознании, осуществленный Г. Галилеем и И. Ньютоном, которые и завершили строительство здания классической науки, основой которой стала теоретическая механика. Френсис Бэкон(1561-1626) дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки и разработал основные принципы индукции как единственно научного метода исследования. Его афоризм «Знание – сила» в течение почти четырех веков является символом науки. Конечная цель науки – изобретения и открытия, цель же изобретений и открытий – человеческая польза, т.е. удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой. Но наука в том виде, какой она была в то время, не способна, по Бэкону, решать эти задачи, поэтому необходимо перестроить все ее здание. Для этого следует проделать два рода работ: критическую, направленную на выявление причин человеческих заблуждений и рекомендаций по их преодолению, и позитивную, состоящую в выработке подлинно научного метода. Главным препятствием на пути познания Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами (или призраками), различая четыре их вида: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Важное место в системе Бэкона занимает также критика схоластического способа мышления, коренной порок которого он усматривал в его умозрительности и на выведении частных следствий из не имеющих опытного подтверждения общих положений. Научное же исследование, считал он, должно начинаться с опытного познания, построенного и проверенного на основе эксперимента: «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». Однако он не был сторонником крайнего эмпиризма, о чем свидетельствует его образное выделений трех путей в науке («путь муравья», «путь паука» и, наконец, наилучший – «путь пчелы»). Бэкон также проводил разграничение опытов на два вида (плодоносные и светоносные). Признавая важность первых, направленным на получение от науки практической пользы, он подчеркивает исключительную значимость вторых: «Развитию науки способствуют только те опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов». Бэкон, конечно, сознает, что у индукции, как научного метода, есть свои слабости и границы применения: во-первых, человек может иметь контакт лишь с какой-либо частью окружающего его мира, что делает индукцию неполной, во-вторых, ощущения могут давать и ошибочные сведения, в-третьих, даже из-за одного отрицательного результата приходится отказываться от выведенного ранее общего положения. Поэтому он предусматривает для индуктивного исследования последовательное прохождение пяти этапов, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице: 1) таблица присутствия – перечисление всех случаев встречающегося явления; 2) таблица отклонения или отсутствия, куда заносятся все случаи отсутствия того и иного признака в представленных явлениях; 3) таблица сравнения или степеней – сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете; 4) таблица отбрасывания – исключение отдельных случаев, которые не типичны для данного явления; 5) таблица «сбора плодов» – формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах. Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа теплоты, когда, сравнивая многочисленные ситуации, он приходит к выводу, что она всегда связана с движением частиц. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор науки, прежде всего те, которые опираются на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом. Выдающийся вклад в разработку методологии новой науки внес Рене Декарт(1596-1650). При этом путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Если бэконовская методология была эмпирической, то метод Декарта можно назвать рационалистическим. Отдавая должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, Декарт подчеркивал, что научные открытия совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического познания, в котором он более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к ясным и точным, т.е. достоверным выводам, к каковым не может привести опыт. Суть рационализма Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должны лежать «врожденные идеи» (интеллектуальная интуиция), во-вторых, разум должен вывести из них на основе дедукции все необходимые следствия. К этому можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. Декарт требует начинать исследование с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагало человечество, кроме тех, которые в силу своей простоты и самоочевидности не могут быть такое сомнение вызывать («Картезианское сомнение»). Этим он ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, фантастических и ложных представлений, принятых на веру и тем самым расчистить путь для подлинного научного знания. Интеллектуальная интуиция выступает у Декарта и определяющим критерием истинности знания. Причем вера его в безошибочность такого критерия была безгранична. Ошибки произрастают никак не от интуиции, а лишь от свободной воли человека. Рационалистический постулат «Я мыслю, следовательно, существую» является, по мнению Декарта, основой единого научного метода, который должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. С этой целью он вырабатывает, наряду с отмеченными выше исходными принципами, ряд правил применения своего метода: 1) «делить каждое из исследуемых мной затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления»; 2) «придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых, восходя постепенного к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в естественной связи»; 3) «составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений». Весьма важную роль в становлении методологии науки Нового времени внес Готфрид Лейбниц(1646-1716), важнейшей заслугой которого явилась разработка (наряду с Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления, имевшая огромное значение для развития математики и применении ее в естествознании. Еще до него был создан ряд приёмов для решения задач на проведение касательных, отыскание экстремумов, вычисление квадратур и пр. Однако не было выработано общего метода, позволяющего распространить исследования, касавшиеся главным образом целых алгебраических функций, на любые дробные, иррациональные и трансцендентные функции, не были выделены основные понятия математического анализа и его общая символика. Лейбниц свёл частные приёмы матанализа в целостную систему, дал основные правила дифференцирования и интегрирования, подчеркнул взаимообратный характер этих главных операций анализа, предложил способы решения в квадратурах ряда дифференциальных уравнений, применяя для этой задачи бесконечные степенные ряды. В механике Лейбниц впервые ввёл термин «живая сила», рассматривая ее как причину, которая исчерпывается по мере того, как переходит в действие. Он указал разницу между трением при скольжении и при качении, выдвинул идею барометра.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |