Занятие 1. Философия образования Дж. Локка
1. Дж. Локк как представитель философии образования. Обстоятельства его обращения к педагогической тематике и основные работы в этой области. 2. Философские основания педагогических идей Дж. Локка. Концепция “tabula rasa” и представление об основных источниках знания в философии Дж. Локка. 3. Основные факторы образования по Дж. Локку. Теория влияния окружающей среды Дж. Локка. 4. Индивидуальная траектория воспитания и основные компоненты образования джентльмена. 5. Социальная дифференциация образовательных практик по Дж. Локку. 6. Цель и задачи воспитания по Дж. Локку. 7. Роль педагогических идей Дж. Локка в современном воспитании человека (дискуссионный вопрос).
Литература Первоисточники · Локк Дж. Мысли о воспитании /Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. · Локк Дж. Опыт о человеческом разумении /Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 1, Т. 2. М.: Мысль, 1988. Учебные пособия · Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Раздел IV, Гл. 1. · Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. Раздел 2.3. Дидактические теории и системы эпохи Просвещения. Статьи · Душин А.В. Философские основания образовательной концепции Джона Локка // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №18. · Абрамова И.И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 3. С. 75-82. · Вершинина Д.Б. Воспитание и манеры английских леди XVIII-XIX вв. // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2010. №2. Дополнительно: · Видеолекция к.и.н., доцента кафедры политической истории НИУ «ВШЭ» Шаровой А.В. «Европа Нового времени. Английское просвещение. Джон Локк». http://www.youtube.com/watch?v=LPntN4eXgCo.
Занятие 2. Философия образования французского Просвещения. 1. Идея свободного развития человека как основа образования у Ж.-Ж. Руссо. Натурализм как принцип воспитания и обучения у Ж.-Ж.Руссо. 2. Представление о факторах образования человека по Ж.-Ж. Руссо. Роль наставника в образовательном процессе и его педагогическая стратегия. 3. Этапы развития человека и их взаимосвязь с этапами его воспитания и обучения. Гендерные аспекты философии образования Ж.Ж. Руссо. 4. Возможности субъективно-индивидуалистического подхода в современных процессах образования. 5. К.Гельвеций о человеке и его образовании. Социальная среда и ее роль в воспитании и обучении. Взаимосвязь образования и политических процессов. 6. Роль случайных факторов в формировании индивидуальной образовательной траектории. 7. Значение идей Гельвеция для развития современных процессов образования.
Литература Первоисточники · Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т.1. М., 1961. 1. Предисловие (стр. 3-17 для беглого чтения, общая информация о произведении). 2. Книга 1. Стр. 24-30 36-43,47, 49, 52-55, 58-60. 3. Книга 2. Стр. 73-75, 78-85, 88-90, 96-98, 114-117. 4. Книга 3. Стр. 171-174, 176 (последний абзац страницы)-178, 185-186, 191-194, 196, 204, 212-218. · Гельвеций К. Об уме. Рассуждение 3, гл 1, Рассуждение 4, гл. 17. //Гельвеций. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1.М., 1974. · Гельвеций К. О человеке. Разд.1, гл. 1-10; Разд. 5, гл. 1-9; Разд. 10, гл. 1,11. //Гельвеций Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.,1974. Учебные пособия · Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Раздел IV, Гл. 1. · Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Раздел 2.3. Дидактические теории и системы эпохи Просвещения. Статьи · Штылева Л.В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» // Педагогическое образование в России. 2011. №5. · Луков В.А. Парадигмы воспитания / Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. · Соколюк Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. №1. Дополнительно (по желанию): · Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / Ж. Ж. Руссо; ред. Г. Н. Джибладзе, сост. А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1981. Т.2. · Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Дидро Д. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М., 1991. · Руссо Ж.-Ж. Эмиль и Софи, или одинокие / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / Ж. Ж. Руссо; ред. Г. Н. Джибладзе, сост. А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1981. Т.1.
Тема 5. Философия немецкого идеализма: образование как восхождение к универсальной культуре Занятие 1. Учение И.Канта об образовании, целях, содержании и особенностях образовательной (педагогической) деятельности.
1. Философское миросозерцание И. Канта и педагогика. Теория познания и воспитание человека. 2. Цели воспитания. Воспитание дисциплины, культуры, ума и нравственных чувств. Кант о соотношении темперамента и характера. Воспитание воли и характера. 3. И.Кант об умеренности применения наград в воспитании. И.Кант о моральности наказаний и их способах. Кант об умственном развитии ребенка и его обучении. 4. Нравственное воспитание и его задачи по Канту. Педагогика в измерении категорического императива Канта. Формы применения категорического императива в педагогической деятельности.
Занятие 2. Идеи Г.В.Ф. Гегеля о сущности образования и значении философии в его развитии. Принципы философской педагогики в западно-европейской теории и практике образования XIX века (на примере работ И.Г.Песталоцци).
1. Г.В.Ф. Гегель о сущности и необходимости образования. 2. Связь теоретического (интеллектуального) и практического (морального) образования. 3. Гегель о цели образования и о различении образованности и необразованности. Гегель о воспитании дисциплины и слиянии личного и государственного в процессах образования. 4. Философия образования Г.В.Ф. Гегеля и ее современное значение. 5. И. Г. Песталоцци и его педагогическая система. 6. Песталоцци о воспитании как развитии человечности. Песталоцци об атмосфере семейной любви в процессе воспитания. 7. Принципы природосообразности в гармоническом развитии человеческих сил. Проблема формирования жизненных практических навыков человека в учении Песталоцци. Литература Первоисточники · Кант И. О педагогике. · Кант И. Метафизика нравов. Часть 2. Раздел Этическая дидактика § 49-52 //Кант И. Соч. В 8 т. Т. 6. М., 1994. · Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. Первый курс. Второй раздел § 40-70. //Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М., 1973. · Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии 29.09.1809 г. и 2.09.1813 г.; О преподавании философии в университетах //Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. М., 1972. · Гегель Г.В.Ф. Философия права. Часть 3 §153, 174-175, 187. М.,1990. · Песталоцци И.Г. Лебединая песня /Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т. Т. 2. М., ТЦ Сфера, 2006. · Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. Статьи · Новичкова Г.А. Актуальность педагогических идей Иммануила Канта // Знание, понимание, умение. 2008. № 1. · Пустоварова А.О. Образование в аспекте исторической трансформации: от Paideia к образовательным коммуникациям //Известия Томского политехнического университета. 2006. № 8. · Усманова Л.Т. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики ХХ и ХХI веков // Человек и образование. 2013. № 3. · Шилина А.Ю. Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта // Кантовский сборник 2010. Выпуск № 2.
Дополнительно (по желанию): · Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в гимназиях //Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. Т. 1. М.,1972. · Демин М.Р. Университетская философия Германии первой половины XIX века: дух и буква // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск № 2. · Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,2012.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |