Понятие, структура, юридические свойства Конституции
Множество возникающих в государстве и обществе отношений подпадает под действие соответствующих социальных регуляторов — норм права, морали, нравственности, религиозных норм и др. Однако необходим юридический акт, который бы давал ответы на главные вопросы: какие общегосударственные органы создаются, каково положение личности, как строятся взаимоотношения между человеком, обществом и государством, устройство государства. Таким актом (юридическим документом) является Конституция. Она, условно говоря, каркас основных отношений в обществе и государстве, который наполняется нормами текущего законодательства. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, строение. Конституция — это Основной Закон государства, который выражает волю народа, закрепляет основы государственного и общественного строя, правового статуса личности, организацию государственной власти. В мире нет идентичных Конституций. На содержание данного нормативного акта влияют исторические традиции, менталитет граждан, нередко религиозные убеждения, правовая культура. В то же время теория и практика конституционного права свидетельствуют о том, что текст должен содержать определенный минимум, без которого трудно утверждать, что идет речь именно о конституционном тексте. В Конституциях демократических государств обязательно закрепляются гарантии прав и свобод человека, устройство государственной власти, и в том числе предусматривается разделение и взаимодействие властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности. Можно выделить, три основных блока, из которых состоит Конституции Республики Беларусь: 1. Преамбула; 2. Основная часть (разделы I—VIII); 3. Заключительные и переходные положения (раздел IX). Юридические свойства Конституции заключаются в том, что она: · Является Основным Законом государства : · Обладает юридическим верховенством; · Является базой для принятия актов текущего законодательства; · Имеет особый порядок принятия и изменения. 5.2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ К функциям Конституции относятся: ü учредительная (закрепляет существующие и создает предпосылки для формирования новых отношений, в том числе по поводу ргали *ации власти, развития прав и обязанностей граждан и др.); ü организаторская (направляет всех субъектов на деятельность по реализации закрепленных в ней принципов и норм); ü идеологическая (это мировоззренческий документ, в котором воплощены взгляды и представления о развитии государства и общества ); ü внешнеполитическая (это основа внешнеполитической деятельности, своего рода «лицо» белорусского государства на международной арене). 5.3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ В обычной ситуации, за исключением революционной, принятие новой Конституции базируется на нормах прежней, где предусматривается порядок ее принятия (изменения). Свидетельством тому является принятие белорусских конституций в 1927, 1937, 1978, 1994 гг. Согласно действующей Конституции ее изменение и дополнение может осуществляться двумя субъектами власти: I) народом путем референдума; II) Парламентом посредством принятия соответствующего закона. Согласно ст. 140 Конституции разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент. Парламент, Правительство, суд» и VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума (ст. 140 Конституции) (можно предположить, что Парламент вправе внести дополнения в указанные разделы, не меняющие их сути). Однако это не исключает права вынести на народное голосование и иные разделы Конституции. Порядок организации и проведения референдумов предусмотрен в Конституции (ст. 74 и др., а также Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс). Решение референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Иные положения Конституции вправе изменять и дополнять Парламент. Предложения об изменении и дополнении Конституции рассматриваются палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Согласно ст. 140 Основного Закона Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Как отмечалось, разделы I, II, IV и VIII могут изменяться только референдумом, поэтому если вести речь о принятии Парламентом всей Конституции, то в вынесенном на его голосование тексте указанные разделы должны оставаться в редакции, утвержденной народом. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не проводятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |