Тема 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях
Учебно-методическое пособие
Сост. доцент кафедры психологи , к.п.н. Ковалёва А.В.
ВВЕДЕНИЕ I. Предназначение курса. Специальный курс " Психология переговорного процесса в экстремальных условиях" предназначен для руководителей, практических психологов и лиц, в чьи функциональные обязанности входит работа с людьми в экстремальных условиях. Он подготовлен на основе накопленного опыта преподавания данной дисциплины на курсах подготовки психологов в Академии управления МВД России и в значительной степени переработан с учетом современных данных психологической науки об особенностях поведения и деятельности людей при работе в экстремальных условиях. При разработке спецкурса автор опирался на результаты многолетних исследований, проводившихся при его непосредственном участии в "горячих точках" и на материалы отечественного и зарубежного опыта. Кроме того, в учебном курсе систематизированы практические материалы и результаты работы психологических служб силовых ведомств в экстремальных условиях. II. Методические указания по изучению курса. Курс "Психология переговорного процесса в экстремальных условиях " целесообразно изучать в той последовательности, в которой он составлен в связи с тем, что:
При изучении курса лекций следует учитывать, что представленный в нем материал не является исчерпывающим. В курс вошли темы: "Современные научные данные о поведении и деятельности специалистов, находящихся в экстремальных условиях", "Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных ситуациях", "Опасность и риск; неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство", "Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и их особенности. Приемы регуляции благоприятных психических состояний", "Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях", "Обеспечение личной безопасности специалиста при работе в экстремальных условиях", "Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях", "Психологическая адаптация и дезадаптация специалистов в экстремальных условиях", "Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников. Помощь участникам переговорного процесса и заложникам", "Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях". Представленные материалы являются типовыми и могут быть переработаны с учетом специфики подготовки персонала к конкретной деятельности или конкретной профессии для работы в экстремальных условиях. Основными методами изучения курса являются аудиторные занятия -лекции, семинары и практические занятия, а также самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы. В лекциях раскрываются основные теоретические положения курса, освещаются наиболее сложные вопросы, рассматриваются основополагающие положения. Поскольку одной из главных задач преподавания дисциплины является связь теории с практикой, в лекциях разъясняются проблемы психологической подготовки, адаптации, сопровождения и реабилитации сотрудников в экстремальных условиях, основные методы и формы психологической работы. В ходе семинарских занятий закрепляются и проверяются знания по соответствующим темам. На практических занятиях приобретаются навыки работы с конкретными методиками и техническими средствами. III. Программа курса. Спецкурс имеет следующие цели:
Задачи курса:
Спецкурс рассчитан на 40 академических часов. Из них - 20 часов лекции и 20 часов семинарских и практических занятий. По завершении курса проводится индивидуальное собеседование и принимается зачет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях Подходы к определению специального курса "Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях". О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные происшествия, экстремальные ситуации. Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств. Характеристика психогенных факторов, воздействующих на личность и группу в экстремальных условиях. Возможные изменения состояний личности в результате воздействия психогенных факторов. Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Критерии разделения людей в соответствии с психологическими последствиями воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Классификация состояний нервно-эмоционального напряжения. Экстремальная психология как сфера деятельности психолога. Психологическое обеспечение работы персонала в экстремальных условиях. Цели, задачи и направления психологического обеспечения. Критерии психологической готовности. Вопросы для самоконтроля:
Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности специалистов к действиям в экстремальных условиях. Тема 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях Этапы, критерии отбора. Требования профессии к человеку и человека к профессии. Важные качества специалиста. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Выделение успешных и неуспешных специалистов. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов. Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММПЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Ф.Б. Березину). Прогностические неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М. Люшера. Проведение собеседования психологом. Отнесение обследуемых к так называемой "группе риска". Психологический профиль личности успешных (в экстремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование дополнительных методик: КАД (на основе личностного опросника Р. Кеттела). Психологический паспорт специалиста, направляемого в зону ЧС. Вопросы для самоконтроля:
Тема 2. Опасность и риск. Психологическая характеристика и определение опасности и риска. Виды опасности и типы риска. Два типа ситуаций риска и два фактора, влияющие на принятие решения о рискованном поведении. Реакция человека на опасность. Понятие состояний. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Тревога, страх как психологический барьер эффективной деятельности. Определения ажитации, ступора, сумеречного состояния, паники. Условия проявления паники. Пути преодоления страха. Понятие "предстартовой лихорадки", "выгорания"; виды и характеристики психотравмирующих воздействий. Состояния посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и различных видов ПТСР. Определение стресса и дистресса. Понятие критического инцидента. Формы критического инцидента. Профилактика ПТСР. Вопросы для самоконтроля:
Тема 3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний. Стресс как благоприятное для работы в экстремальных ситуациях психическое состояние. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Восприятие ситуации как нормальной, параэкстремальной, экстремальной и гиперэкстремальной и одноименные психические напряжения. Степень самоконтроля. Качество психофизиологических изменений. Состояния "предстартового" эмоционального возбуждения и его индивидуальные особенности, эмоционального разрешения, "боевой готовности", различных степеней "включенности" в ситуацию: полной, повышенной "включенности", причастности к ситуации, "отстраненности" от ситуации и их характеристики. Формирование состояний повышенной и полной "включенности" в ситуацию посредством приемов: релаксации, связного и активизирующего дыхания, экстравертированного и интровертированного внимания; а также посредством профессионального восприятия; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность действий в опасной ситуации. Понятие и особенность трансрегуляционной психотехники. Отличие трансрегуляционной психотехники от методов психологической саморегуляции. Практикум психологической трансрегуляции. Вопросы для самоконтроля:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |