Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Цель всех семинарских занятий заключается в овладении студентами комплексом современных научных знаний по истории России. Основные задачи семинарских занятий: · усвоить базовые понятия изучаемых тем; · знать теоретические основы исторического знания; · использовать полученные знания для личного и профессионального самосовершенствования; · обучение навыкам самообразования и самовоспитания. Алгоритм подготовки к занятиям: использование учебной литературы, конспектов лекций, материалов изданий в периодической печати, методических разработок и т.д. Работа студентов на занятиях: · выступление с докладами по предложенной теме; · подготовка рефератов; · составление схем, таблиц; · выполнение творческих заданий; · написание эссе по темам занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В структуре предмета «История Отечества» можно выделить 6 основных модулей: Введение Древнерусское государство (IX-XIII вв.) Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.) 4. Российская империя в XVIII –начале XX вв. Советский период 1917-1991 гг. Россия на рубеже XX-XXI вв. Каждый модуль в себе может содержать несколько тем для изучения материала. Количество тем семинарских занятий (в каждом модуле) зависит от количества учебных часов и тем планируемого преподавателями лекционного материала. На лекциях по истории Отечества рекомендуется рассматривать преимущественно политическое, социально-экономическое развитие, а так же вопросы внешней политики России. На семинарах рекомендуется изучение социально-политических вопросов, общие тенденции развития страны в тот или иной период, наиболее актуальных и сложных явлений Российской истории, а также вопросы русской культуры. Модуль 1. Введение в Историю Отечества. Семинарское занятие № 1 «Введение в историю Отечества» Цель занятия: Раскрыть предмет истории его, сущность методологии, глубину подходов и содержание специальных исторических дисциплин
Задачи: - Обосновать и понять направленность исторического процесса - Определить для себя приемлемую историческую модель - Раскрыть сущность исторических источников и специальных исторических дисциплин - Рассмотреть периодизацию Российской истории
Основные термины, понятия: Артефакт, история, летопись, исторический источник, историография, источниковедение, археология, парадигма, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, формационный и цивилизационный подходы, методология. Вопросы для подготовки к занятию: 1. История: понятие, цели, задачи, функции. 2. Методы изучения истории. 3. Исторические источники: типы, виды и их классификация. 4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. 5. Специальные исторические дисциплины 6. Проблема периодизации Российской истории 7. Специальная историческая литература. Отечественная историография
Формы интерактивного занятия: Составление презентаций по теме семинарского занятия, написание эссе на тему «Роль исторической науки в современном обществе».
Примерные Задания: 1. Показать роль исторического знания в процесс формирования гражданской идентичности. 2. Выявить соотношение исторического опыта и современного социально-политического процесса. 3. Охарактеризовать значение истории для развития личности и гражданского самосознания. 4. Определить основные периоды Российской истории. 5. Произвести анализ специальной исторической литературы
Контрольные вопросы: 1. Что такое история? Является ли история наукой? 2. В чем отличие формационного и цивилизационного подхода к рассмотрению истории? 3. Каковы цели, задачи и функции исторического знания? 4. Какие существуют виды исторических источников? 5. Как развивалась отечественная историография? Назовите известных российских историков.
Рекомендуемая литература к занятию: 1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с. 5. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / под ред. А.Н. Сахарова. - М. : ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 1. - М. : Проспект, 2010. - 718 с. 6. История России [Текст] : учебник / А. С. Орлов - М. : Проспект, 2009. - 525с.
Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.) Семинарское занятие № 2 «Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства» Цель занятия: Изучить этногенез восточных славян, процесс образования и становления древнерусского государства
Задачи - Раскрыть сущность проблемы этногенеза славян - Выявить основные причины образования древнерусского государства - Проследить развитие древнерусского государства в начальный период его существования
Основные термины, понятия: Политеизм, тотем, норманнская теория, методология, «легенда о призвании варягов», монотеизм, переложная и подсечно-огневая системы земледелия, православие, полюдье, Русь, уроки, погост, «путь из варяг в греки», язычество.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Проблема этногенеза восточных славян. Историческая прародина славян. 2. Славянские племена: политический строй и основные занятия. Первые славянские города. 3. Язычество древних славян 4. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории. 5. Древнерусское государство при первых князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) 6. Военные походы Святослава. 7. Правление Владимира Святославовича 8. Предпосылки и значение принятия христианства. Крещение Руси.
Одна из форм интерактивного занятия: Мозговой штурм на тему «Причины и последствия Крещения Руси»» Примерные задания: 1. Проанализировать проблему прародины славян 2. Определить основные занятия восточных славян 3. Разрешить спор между норманистами и антинорманистами. 4. Написание реферата на один из вопросов, предложенных к подготовке к семинарскому занятию. 5. Законспектировать норманскую и антинорманскую теории происхождения Древнерусского государства. 6. Выявить причины и последствия Крещения Руси.
Контрольные вопросы: 1. Какие существуют теории происхождения славян? Где находилась прародина славян? 2. В чем суть политического строя и основных занятий восточных славян? 3. Кто считается основателем Древнерусского государства? Какие существуют теории происхождение Древнерусского государства? 4. Кто правил Древнерусским государством в Х веке? 5. Какие существовали предпосылки принятия христианства? Как сказалось принятие православия на последующем развитии Древнерусского государства?
Рекомендуемая литература к занятию: 1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М. : Гардарики, 2010. - 479 с. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. 6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |