Развитие общества как цивилизационное
1. Понятие цивилизации. 2. Типы цивилизаций в истории общества и проблемы их классификации. 3. Специфические особенности западной и восточной цивилизаций. 4. Понятие техногенной цивилизации. Феномен информационного общества. 5. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций».
1. Цивилизация – общество, следующее за варварством. 2. Цивилизация – синоним культуры. 3. Цивилизация – ступень развития какого-то региона. Цивилизация – такой период развития человеческого общества, связанный с утопией типа. Можно выделить следующие общепризнанные черты: 1) связь с культурой; 2) социум, который противопоставляется варварству; 3) неповторимость, уникальность данной цивилизации. Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых общими традициями и духовными ценностями, сходство экономической и политической жизни, образом жизни, менталитетом, этническими и географическими признаками. Данилевский, Кателим Сорокин. 1871 год Данилевский написал книгу «Россия и Европа». Шпендлер «Закат вропы». Восточная, античная, средневековая, эпоха возрождения, современная. НА современном этапе: 1. Западная. 2. Восточно-европейская. 3. Арабская. 4 Индийская. 5. Китайская. 6. Японская. 7. Латино-американская. 8. Африканская. Отличия философий.
Основные черты информационного общества: 1) определяются роль и высокий уровень технологий; 2) доминирующая роль сфере услуг; 3) изменение характера труда; 4) особые требования к работнику. 2 принципа: 1) максимум производительности; 2) если что-то технически возможно, то оно обязательно осуществляется. 3 уровня риска: 1) нормальный; 2) повышенный; 3) чрезмерный. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. После 1917 года конфликт идеологий. Причины столкновений цивилизаций: 1) расхожесть по языку, обычаям и так далее; 2) рост самосознания; 3) усиление экономического регионализма. Полилог – разновидность диалогической речи. Характерно речевое лидерство одного из участников, ситуативность, спонтанность, нелинейность речи. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, духовной интеграции и унификации. Одним из результатов является создание единой экономики, а с другой разрушения национального суверенитета.
Философия культуры 1. Понятие культуры. Основные парадигмы её философского анализа. 2. Структура культуры и её основные функции. Закономерности в развитии культуры. 3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусства, религия как форма духовной жизни. 4. Проблема единства многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
Гердер: «Культура – развитие способностей ума». Гегель относил к искусству, религии и морали. Основные черты классического понимания культуры: 1. Рационализм. 2. Освобождение человека от природы. 3. Светская культура. 4. Историзм как черта классического понимания. 5. Отдельного человека. З. Фрейд: 1) полезность; 2) аккуратности, красота, порядок; 3) уважение к высшим интеллектуальным ценностям. Подходы: 1. Аксиологический или ценностный подход. С этой точки зрения есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и использования для блага человечества. 2. Деятельностный. Культура определяется через многообразные виды человеческой деятельности. Культура – специфический способ организации жизнедеятельности, представленный в виде человеческой деятельности. 3. Семиотический. Семиотика – наука о знаках и символах. Фрейд: «Культура – какая-то там что-то энергия либидо». Материальное производство и система труда – 1 основание создания культуры. 1. Взаимоотношение между новациями и традициями. 2. Преемственность. 3. Диалог культуры. Основные формы культурной динамики: 1) культурогенез – формирование новых на основе старых традиционных; 2) трансляция – передача культуры другим поколениям; 3) диффузия; 4) трансформация. Структура культуры: 1) искусственная среда обитания человека; 2) информация; 3) трансформированные сообщества; Функции: 1) преобразовательная; 2) познавательная. Материальная культура представляет из себя достижения, связанные с практической деятельностью людей. Материальная и духовная культура не изолированы. Духовная культура развивается из уровня материальной культуры общества. Духовная культура объективируется в моральной культуре. Современная культура по своему назначению делится на элитарную и массовую. Элитарная культура – сфера творчества, связана с профессиональным производством культурных явлений, приобретающих вследствие статус культурных канонов. Обладает чертами: 1) высокий профессионализм; 2) высокая степень закрытости. Предпосылки современной культуры: 1) СМИ; 2) индустриально-коммерческое производство культуры; 3) превращение культуры в сферу организованного бизнеса; Основные признаки: 1) примитивность; 2) развлекательность; 3) ориентированность на подсознание. Мораль возникает с возникновением общества как регулятор поведения людей. Нравственность поступка оценивается по результату. Мораль: 1) полезность; 2) гедонизм; 3) денежное сумасшествие. Мораль или нравственное сознание – совокупность норм и принципов, в соответствии с которыми регулируется деятельность людей в обществе. Нравственное сознание включается в себя: 1) нравственные ценности; 2) нравственные идеалы; 3) нравственные чувства; 4) нравственные понятия или категории. Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоение мира на естественный и сверхъестественный. Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное. Сверхъестественное – то, что наука не может познать.
Стёпин – Философия. Минск, 2006. Философия науки Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования. Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла. 3 аспекта: 1) система знаний об мире; 2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний; 3) наука – социальный институт. 1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях. В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее. В узком смысле философия науки – способ постижения мира. Это особое философское направление. Формы осмысления научного познания: 1. Проблема познаваемости мира. 2. Структура или основные уровня познания. 3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания. 4. Проблема истинности знания. Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира. Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания. Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания. Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения. Отношения объекта и субъекта. Точки зрения. 1. Созерцательный материализм. Позиция здравого смысла, обыденного познания. 2. Идеалистический эмпиризм. Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым». 3. Позиция Канта. По мнению Канта, человек предписывает законы природе. 4. Марксистская философия. Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека. Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности. Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер. Выделяются 2 основных уровня познания: 1. Чувственное. Познание при помощи органов чувств. 1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление. Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром. 2. Рациональное. Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества. К иррациональному относятся чувства. В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту. Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе. Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте. Абсолютное знание – совокупность относительных истин. Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки. Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины. Когерентная концепция (лат. находящийся в знании). Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности». Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения». Плюрализм (множественность истины). 3 вида познания: 1. Донаучное. Религия, мифология. 2. Научное. 3. Вне научное (псевдонаука). Антинаука, лженаука. Специфические признаки научного познания. 1. Предметность и объективность. 2. Практическая направленность. 3. Обоснованность, аргументированность. 4. Системный характер научного знания. 5. Прогнозирование. 6. Особые средства научного познания. 7. Определённые ценностные ориентации науки. Основные функции науки: 1. Культурно-мировоззренческая. Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека. 2. Производственная. 3. Социально-преобразующая функция науки.
Наука в античности 1. Начало. Протонаука. Становлении науки в античный период. 2. Становление дисциплинарно-организованной науки в новое время. 3. Понятие и основные типы научной рациональности. 4. Социокультурные и методологические предпосылки науки в современном обществе. 5. Феномен паронауки, изотеризм и девиантная наука.
Условия. 1. Недостаточное религии и мифологии. 2. Необходимость рационального знания. 3. Практическая потребность. Система знаний в Египте находилась под толщей мистических символов. Был открыт закон причинности: «Ни одна вещь не происходит просто так».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |