Христианская церковь в средние века
В Европе средневековье – это период становленияновой формы западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Христианство стало стержнем всей западноевропейской культуры, идеологическим оправданием и опорой новой цивилизации. - Христианская церковь к моменту образования европейских государств оказалась более организованной и уже имела навыки государственного управления, а епископские должности превратились в государственные посты. - В IV – IX вв. христианство распространяется уже по территории всей Европы, становясь официальной государственной религией практически во всех существовавших европейских странах, объединяя народы этих стран. - В VIII в. образовалось Папское государство. - В XV в. духовенство владело третью обрабатываемой земли в Западной Европе. Христианство, будучи по своей сути вненациональной религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что давало ему право обосновать идею господства церкви в управлении обществом. Её автором стал Аврелий Августин (345-430 гг.), который в своих произведениях сформулировал идеал теократии. Его главный труд «Град Божий» стал теоретической базой для утверждения христианской церкви над всеми светскими государствами, ибо «светский град» обязан подчиняться «Граду Божьему», как неистинный - истинному. Истину несет только церковь. Поэтому земное дело церкви во имя установления «Града Божьего» - вести постоянную борьбу с язычниками, еретиками и схизматиками (раскольниками) за просветление человеческих душ. В ранний период средневековья христианская церковь в силу своей организации объективно являлась катализатором развития западноевропейской цивилизации. Объединяющая роль римских первосвященников (пап) отвечала требованиям времени. Пользуясь слабостью государственной власти и раздробленностью европейских стран, церковь достаточно энергично проводила в жизнь идеал теократии. Она организовывала религиозные войны (крестовые походы) во имя утверждения авторитета церкви и для обогащения. В 1054 г. христианство разделилось на два основных направления: католицизм и православие. Раскол был обусловлен особенностями развития экономических отношений в восточной и западной частях Римской империи, а также расхождениями в обрядности и различии в структуре церкви. Средневековая цивилизация была цивилизацией христианской. 1. Церковь занимала исключительное место в духовной жизни средневековья, которая была, в первую очередь, жизнью религиозной. 2. Повседневная жизнь была невозможна без посещения церкви, совершения таинств. 3. Церковь обладала колоссальными мирскими богатствами (что ослабляло её духовную силу). 4. Церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. 5. В общности религиозной веры и церковной организации – глубинный, решающий фактор единства цивилизации. Западное христианство (католицизм) постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах жизни общества, включая и сферу политики. Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину - налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора. Католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов до XI в. Продавала индульгенции – грамоты, освобождающие преступников от груза угрызений совести, от наказаний, обещающих прощение грехов. В XI в. папа Григорий VII провел реформы в католической церкви: - запрещены браки священникам (целибат – обет безбрачия); - запрещена покупка церковных должностей (симония); - новый порядок выбора папы – право выбора принадлежало кардиналам. Церковь имела привилегии – право на собственный суд. Все преступления, связанные с грехом, подлежали суду церкви (ересь, колдовство, клевета и т.д.) Инквизиция – церковный суд, образованный Папой Римским в 13 веке для борьбы с еретиками. Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.). Причины крестовых походов: 1. Желание западных феодалов и папской курии приобрести новые владения и увеличить доходы. 2. Желание римских пап распространить свою власть на новые страны. Последствия крестовых походов: - развитие торговли; укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье; - распад Византийской империи; - приобщение к восточной культуре: технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы). Глава церкви – папа Римский вмешивался во внутреннюю политику всех католических государств и значительно влиял на внешнюю политику Западной Европы. Однако в период образования централизованных государств и усиления в них роли светских государей, присвоивших себе духовную власть, позиции церкви ослабли. Противоборство и конфликты между государством и церковью приводили к падению престижа и духовного авторитета церкви. С началом раскола внутри самой церкви и последующей за ним Реформации она окончательно утратила свое господствующее положение в обществе.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2934)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |