СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ 5 страница
Социальная забота, защита и развитие ребенка осуществляются в государственных учреждениях, общественных организациях, индивидуализированных формах самопомощи людей друг другу. Первое направление – это государственная система учреждений, которая включает: - систему учреждений, специально открываемых для разных категорий детей, лишившихся по какой-либо причине родителей, в которых дети могут получить постоянный (дом ребенка, детский дом, интернат и др.) или временный (приемник, социальная гостиница) приют; - система учреждений, осуществляющих помощь в социально-педагогическом сопровождении детей с проблемами (центр психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, городская консультация, телефон доверия и др.); - учреждения, защищающие право ребенка на образование («открытая» школа, создание новых типов учебных заведений, работающих с ребенком по индивидуальной программе и др.); - учреждения дополнительного образования (дома творчества, студии, военно-патриотические клубы и др.). Втрое направление – создание новых форм учреждений, скорой социальной помощи, оказываемой на улицах города беспризорникам, наркоманам и другим детям, нуждающимся в помощи (подвижные палаточные, автобусные «городки»). Социальная забота, защита и развитие ребенка входят в круг основных обязанностей социального педагога. Такая должность в образовательных учреждениях была введена в нашей стране в 1991 году. Должностные обязанности социального педагога определяются квалификационными характеристиками, которые конкретизируются в зависимости от типа учреждения и категории детей. К основным функциям социального педагога относят: посредническую, коммуникативную, стимулирующую, воспитательную, социальной защиты и др. Система социально-педагогической работы включает следующие элементы: - изучение ребенка и составление «карты личности» и «карты среды»; - вместе с ребенком осмысливание его положения, сложившейся ситуации. Создание условий для осознания необходимости самовоспитания, самоорганизации; - определение меры в общении с ребенком. Координация влияния школы, семьи и сверстников; - включение ребенка в социально приемлемые виды деятельности, реализация системы методов педагогического воздействия и взаимодействия; - организация посредничества между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями. Литература Основная 36. Иванов, А. В. Социальная педагогика / А. В. Иванов и др. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 с. 37. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с. 38. Социальная педагогика : курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 416 с. Дополнительная 39. Гурьянова, М. П. Социальная педагогика и ее взаимосвязь с жизнью / М. П. Гурьянова // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 81–87. 40. Мардахаев, Л. В. Социализация и социономия: социально-педагогический подход / Л. В. Мардахеев // Alma mater. – 2015. – № 4. – С. 5–8. 41. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2007. – 224 с. 42. Плоткин, М. М. Социально-педагогическая защита прав детей в России / М. М. Плоткин // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 51–59. 43. Тагунова, И. А. Категории «воспитание» и «социализация» в современных западных исследованиях / И. А. Тагунова // Педагогика. –2015. – № 3. – С. 103–114.
институт и институт воспитания 1. Семья, ее возникновение и развитие 2. Факторы риска современной семьи 3. Семья как микросреда развития детей
1. Семья, ее возникновение и развитие Семья – это и результат, и творец цивилизации. «Семья − особая активная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность». (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. − М.: МарТ, − 2005. − С.305.) Семья − основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Является социальным институтом, осуществляющим функцию воспроизводства новых поколений. (Педагогический энциклопедический словарь. − М.: Большая Российская энциклопедия, − 2002. − С. 257.) В истории человечества сменилось немало общественного регулирования отношений между полами. Первобытное стадо – неупорядоченная форма отношений. Первобытное общество – появление табу (запрет), на браки между родителями и детьми, родственниками. Род – групповой брак. Экзогамия – запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит и в брак) только с членами другого рода. К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которое включает полигинию – многоженство, полиандрию–многомужество Дети принадлежат всему роду и воспитываются родовой коммуной. На смену групповому приходит парный брак. Его целью наряду с регулированием половых отношений становится создание семьи, содержание и воспитание семьи. Семья имеет юридическое оформление. Довольно долгое время единственным органом, осуществляющим это оформление, была церковь. Почти все виды религий «работали» на семью. С начала ХХ в. пошло на спад влияние религии на семью. Главная разрушительная сила – сексуальная революция. Появились новые формы – юридический брак. Можно выделить следующие типы семей. Таблица 1 Типы семей
Семья выполняет несколько функций. Таблица 2 Функции семьи с точки зрения общества и индивида
2. Факторы риска современной семьи Один из истоков кризиса – снижение социологического возраста. (хронологический, биологический, психологический, социологический) И. С. Кон указывает на разницу между биологическим и социальным возрастом. В условиях роста городов идет снижение форм социального контроля – меняются нравственные ориентиры. Чувство взрослости проявляется в закрытой от взрослых сфере жизни. Урбанизация, акселерация, НТР, усложнение процессов воспитания, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и появление эффективных контрацептивов (противозачаточных средств) способствуют более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали. Исходные условия формирования семьи находятся в кризисе (жилье, материальное обеспечение, социально-психологическая готовность). Существует психологический дисбаланс супругов. Ролевые функции в семье неодинаковы: количество ролевых обязанностей у женщин больше. Институт социологии (г. Москва) в течение нескольких лет совместно с отделением исследования семьи университета штата Миннесота (США) проводит исследования по выявлению особенностей отечественной и американской семьи. В итоге было сформулировано пять основных отличий. 1. Очень сильно отличается добрачное поведение молодежи, и отношение к выбору будущего супруга. Результаты, полученные в нескольких городах, свидетельствуют о том, что только 50% женщин и 65% мужчин абсолютно уверены в успехе будущего брака в тот день, когда они подают заявление на регистрацию брака. А 15% женщин и 10% мужчин абсолютно уверены в том, что их брак окончится через какое-то время разводом. В США – уверены в своем браке 80-90%. 2. более серьезное отношение к выполнению ролей мужчины и женщины в США, на западе, чем у нас. К примеру выпускается 26 только профессиональных журналов по проблемам брака и семьи, основной вопрос на который должны ответить мужчины и женщины:«Чего вы хотите?» 3. Это проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Наши родители постоянно ориентированы на то, чтобы дети избегали ошибок, американцы - на независимость, самостоятельность. Жесткость, авторитарность отношений родителей с детьми – выразительная особенность наших семей. 4. Различия в семьях 40-50 лет, в США у 45-50 лет возникает эффект «пустого гнезда», когда супруги остаются одни - без детей. Литература советует, чтобы такие родители занялись собой, особенно женщины, чтобы они вернулись в свои 20 лет. У нас эффекта «пустого гнезда» как правило не возникает, потому что дети вынуждены жить вместе с родителями. 5. Поведение людей после развода. По результатам шкалирования, у американцев развод устойчиво занимает второе место. После смерти близкого человека. Широко распространена практика специальных консультаций, которые ориентированы на реабилитацию после развода, выпускаются специальные журналы, помогающие людям найти свое место в жизни. Формируется отношение ко второму браку. 3. Семья как микросреда развития детей На формирующуюся личность в семье оказывают влияние много-численные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят следующие. Субкультурные – факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи: - состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.); - кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.); - жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; - морально-психологический климат семьи (его своеобразие) фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека. Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку: - собственный опыт семейного воспитания; - педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей; - готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.; - уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей; - авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета; - родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, - родительская нелюбовь; - отношение родителей к воспитанию ребенка. Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: - уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания; - преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей); - умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка; - управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.; - создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми; - воспитание избирательности в отношении к среде, людям; - динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий; - приобщение к труду, самообслуживанию – трудовое воспитание; - умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания. «Детский» фактор − своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания: - своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.); - особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.). Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие: а) статусное: - гражданское воспитание – воспитание гражданина – человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам; - светское воспитание – воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета – «требованиям света»; - элитарное воспитание (от фр. elite – элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) – воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения – царских особ, князей и пр.); - маргинальное воспитание (от лат. marginalis – находящийся на краю) – воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций. б) социального назначения: - национальное воспитание – воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности – представителя определенной нации; - религиозное (конфессиональное) воспитание – воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители; - интегральное воспитание – воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение; - классовое воспитание – воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям; - партийное воспитание – воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания – научного, религиозного и пр. в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) − способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств: - авторитарное воспитание (от фр. autoritaire – властный) – воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя; - либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного; - гуманистическое воспитание (от лат. humanus – человеческий) –воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина; - демократическое воспитание (от греч. demos – народ и kr'tos – власть) – воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни; - инфернальное воспитание (от лат. infernalis – находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического; - плюралистическое воспитание (плюрализм – проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) – воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам; - прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) – воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом является человек-прагматик – практико-ориентированный, деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение; - творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) – воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка. г) по направленности содержания – умственное, нравственное и т.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. Семейные взаимоотношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский): - диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи; - опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений; - она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам; - мирное сосуществование – позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей; - сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Особо необходимо выделить взаимоотношения родителей с взрослыми детьми. Позиция здесь может свестись до двух крайностей. · Когда родители начинают деспотично навязывать свои мнения, суждения, оценки и решения по принципу «Делай как я». · Когда родители начинают попросту побаиваться умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними. Проблемы жестокости внутри семьи, в том числе и по отношению к детям – проблемы международного характера. Каковы же причины? · Многовековые традиции патриархального воспитания. Ø «Домострой»: сечь надо пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно лежит поперек лавки, уже будет поздно». · Долгое время существовавший культ жестокости в отношении низших социальных слоев, в отношении друг друга (крепостное право). · Низкий уровень общей и правовой культуры. Мотивация жестокости, по-мнению ученых, имеет 4 основных блока. · Воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни стоило. Это проявляется через снижение умственных способностей детей. 20 лет назад умственная отсталость составляла 0,3% учащихся, а сейчас – 4%. Родители не могут добиться успехов этих детей в обычном коллективе и в ряде случаев избивают детей, пытаясь заставить их решать то, на что они не способны. · Месть. Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит. · Разрядка на более слабых членах семьи от стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией. Стрессовое состояние родителей, доведенных до отчаяния тем, что происходит в магазинах, в транспорте, на производстве · Избиение происходит ради избиения, человек получает удовольствие от самого факта издевательства над ближним они составляют 10% случаев. Значительную долю ответственности за создавшееся положение несут учебные заведения, демонстрирующие образцы жестокости (школы-интернаты, 80% фактов жестокости в школе приходится на учителей без высшего педагогического образования). Следующая проблема − это бегство детей. Растет число дромоманов (человек склонный к перемещению – бродяга, бомж). По примерным оценкам различных ведомств, ежегодно у нас сбегают 150-160тыс. детей. Детоубийство. В год в среднем совершается 300-400 убийств новорожденных детей по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться в Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах. Вместе с тем, несмотря на видимое варварство этих преступлений, речь идет, как правило, о действиях женщины, находящейся в стрессовом состоянии, не полностью вменяемой, а иногда, не видящей выхода из создавшейся ситуации. Пьянство. Не все дети алкоголиков одинаково оказываются пораженными этим заболеванием. Это зависит от степени, т.е. серьезности заболевания, типа родителей-алкоголиков и индивидуальной восприимчивости ребенка. Ученые высказывают предположение, что те, кто вырос в семьях алкоголиков или наркоманов, в своем большинстве воспримут вполне предсказуемые модели, и при отсутствии определенного лечения передадут эти модели своим детям в процессе воспитания. Проявление низкой самооценки взрослых детей-алкоголиков зависит в основном от роли, которую они сыграли в своих семьях. Условно можно выделить четыре группы: «Герой» семьи. На людях они всеми силами стараются показать себя с лучшей стороны. Постоянное стремление «героя» нравиться и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие «герои и другие дети алкоголиков уверены в себе условно, как бы говоря: «я хорош, если…» «Козлы отпущения». Проявляются в агрессивном поведении. Часто готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят. «Потерянные дети». Часто застенчивы и замкнуты. Подобно «герою», «потерянные дети» могут быть очень талантливыми и творческими, но не умеют радоваться своим успехам, даже вместе с другими. «Фамильный талисман». Постоянно стремится привлечь к себе внимание своим юмором, нежностью, болезненностью и т.д. «я очень страдаю» - это его способ самовыражения. Как правило, такое поведение может вызвать негативную реакцию со стороны семьи, и, таким образом вместо облегчения происходит лишь усугубление страданий. Авторитет родителей – это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность. Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка: - авторитет подавления – повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам; - авторитет расстояния – родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |