Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического
Под естественным правом, как правило, подразумевается идеальные первоосновы права. Это притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения. Понятие «естественного права» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения) во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми). Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Это фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе. Гуманистическое право (человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов. Уже из этих, самых общих характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическим и натуралистическим философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом. 3.Функции философии права.Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций. Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования. Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека. Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности. Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика её структуры и состояний. Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву. Значение философии права в подготовке будущих юристов.Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности. Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически неангажированных граждан. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы студентов.
Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Данильян О.Г. Философия права: учебник. – М.: Инфра-М., 2015. – 336с. 2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 364с. 3. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 393с. 4. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2013. – 848с. Дополнительная литература: 1. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с. 2. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с. 3. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь /Под ред. А. В. Крутских. – М., 2001. 4. Гегель Г. Философия права. - М., 1990. 5. Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2-х т. Т.2 – М., 1991. 6. Гроций Г. О праве войны и мира – М., 1956. 7. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч.: В 6 т. Т. 4 – М., 1964. 8. Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. – Т.4.ч.1. 9. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Из глубины. – М., 1991. 10. Макиавелли Н. Государь – М., 1991. 11. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права. Учебное пособие для магистров. – М.: Юрайт, 2014. – 400с. 12. Монтескьё Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955. 13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб., 2000. 14. Платон. Государство – М., 1972. 15. Платон. О справедливости; Определения // Диалоги. – М., 1986. 16. Поляков Р.Е. К вопросу об основах философии права. – Молодой ученый. - 2010. - №11. Т.1 – С.190-193. 17. Российская полития на рубеже веков (избранные статьи). – М., 2001. 18. Русская философия права: Философия веры и нравственности. Антология. – СПб., 1998. 19. Русская философия права: Антология. – СПб. ,1999.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (919)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |