Коммуникация в системе власти (Томпсон)
История и теория медиа Преподаватель: Кирия Илья Вадимович Литература: o Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория меди» / М.: НИУ ВШЭ, 2016 o John Thompson, The media and modernity, Stanford University Press, 1995, 2007 o Норт Дуглас, Уоллис Джон, Вайнгаст Барри, Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Издательство: Европа, 2011 г. o Чарльз Тилли. Принуждение, капитал и европейское государство. 990 – 1992 o История печати (в 3-х томах) / под ред. Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурского, М.: Аспект-пресс. Тема 1. Подходы и рамки интерпретации коммуникационных изменений в обществе.
Подход. Исторический подход к медиа и журналистике особенно рассматривает эту социальную активность как «самостоятельную». Следовательно, речь идет об отдельной истории медиа. Не только массовые коммуникации. С нашей точки зрения медия и средства коммуникации в целом нельзя рассматривать в отрыве от социальной истории человечества. Структурирование отношений в обществе (Леви-Стросс), стимулирование исторических «переходов» (от Средневековья к возрождению, от Католицизма к Реформации и т.д.) (Eizenstein), изменение « образа мыслей (Маклюэн). Коммуникации – вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение символических форм (Д. Томпсон) / distinctive kind of social activity which involves the production, transmission and reception of symbolic forms Символические формы – все то, что мы обозначаем. Коммуникации: - медиатизированные - опосредованные; обмен информации происходит одномоментно (здесь и сейчас); - не медиатизированные – ничем не опосредованные; разделение пространства (прослушивание лекции по видео); Информация – очень расплывчатое понятие; информация как «данные» в технических науках; информация как «знание». информация как содержимое, которым мы обмениваемся в процессе коммуникации, которое не существует без коммуникации. Атрибуты медиа. В процессе производства и передачи символических форм индивиды используют «носитель коммуникации (medium)» - материализация символической формы. Основные атрибуты медиума (или медиа): - степень фиксации (сохранения) – влияет на способность применения властного ресурса; - степень репродукцируемости – влияет на степень коммерциализации (коммодификации) средства коммуникации; - степень удаленности во времени и пространстве (space-time distanciation) – влияет на пространственные и временные условия осуществления власти; - компетенции – необходимы для кодификации правил и общения; система кодирования-декодирования; Характеристики массовой коммуникации. Институционализированное (существующее в виде предприятий или структур) производство и всеобщее распространение символических товаров при помощи сохранения (fixation) и передачи (transmission) информации и символического контента. Ключевые характеристики: - технические и институциональные способы производства и распространения (медиаиндустрии); - коммодификация символических форм; - разрыв между процессом потребления и процессом производства; - доступность (availability) в пространстве и времени; - публичный оборот (circulation) символических форм – доступность для широкого круга неопределенных лиц (в этом их отличие от телефона и иных средств связи).
Коммуникационная пирамида (Маккуэйл)
Коммуникация в обществе. Коммуникация есть форма «действия». Взаимодействуя между собой, индивиды находятся в разных социальных «полях». Взаимоотношения между индивидами никогда не строятся стихийно и опираются на некие внешние обстоятельства. Некоторые из них институционализированы. Институты – некая система правил, ресурсов и отношений. К примеру, «институт брака», «институт налогообложения» и т.д. Позиция индивида по отношению к институтам неоднородна и зависит от власти, которой индивид обладает. Коммуникация в системе власти (Томпсон).
Бинарные оппозиции (развивая Томпсона). Экономическая и политическая власти развиваются параллельно. Принудительная и символическая могут вытеснять друг друга. В тех обществах, где больше принудительной власти, меньше развиты аппараты символического насилия и наоборот: в государствах, где принуждения меньше – согласие культивируется при помощи символических инструментов (Бурдье Грамши) (Gripsrid). Роль коммуникации в истории. Политические системы развивались из первобытных племен охотников и собирателей в более крупные образования («вождества» и государства). с целью лучше координировать усилия в подавлении насилия (Норт, Уоллис, Вайнгаст). Экономические системы развивались параллельно в связи с ростом специализации и необходимостью торговать. И те, и другие изменения связаны коммуникативной деятельностью. Социальные порядки. Два вида государств. Эволюция государств от «порядков закрытого доступа» к «порядкам открытого доступа». В основе «порядков закрытого доступа» лежит идея государства как объединения элит в коалицию для подавления насилия. Однако доступ в коалицию и доступ к созданию организаций в таких государствах ограничен для не членов элиты. Внутри «порядков зарытого доступа» выделяю: - хрупкое естественное государство (право отсутствует); - базисное естественное государство (появление правил игры, но в рамках только государственных организаций); - зрелое естественное государство (развитие правил игры для элит за рамками государства). В основе «порядков открытого доступа» мощные государственные структуры, подавляющие насилие и открытый доступ к организациям на основе конкуренции. Гипотеза: поскольку эволюция социальных порядков структурировала экономические отношения, она сопровождалась реструктуризацией коммуникативных систем. Медиа и форма государства: - плохо транспортабельные, но долговечные носители – локальные государства с сильным культом правителя (Египет); - легко транспортабельные и менее долговечные носители – распределенные в пространстве империи с более светским устройством (Месопотамия); Зависимость от коммуникативной эффективности письменности (от простейших форм пиктографической письменности (картинки) к сложным формам идеографической (иероглифы) и силлабической). Обмен информацией в экономике. Классическая экономическая теория исходит из того, что рыночные агенты принимают решения на основе обладания информацией о свойствах продуктов. Институциональная теория предполагает, что объем информации ассиметричен и ограничен, и от него зависит способность агентов к оппортунизму. Разные носители коммуникаций и разная степень репродукцируемости коммуникаций по-разному структурировали возможные типы контрактов. Обмен первого уровня. Непосредственная торговля на основе интерперсональных коммуникаций: - права собственности обмениваются мгновенно; - преимущественно личные сделки; - альтернативы ограничены (набор альтернатив); - характерно для «замкнутых» видов торговли (рынков, внутрифеодального обмена и т.д.) Работает в условиях чистых феодальных государств (весь обмен между феодами в руках феодалов и держится на интерперсональных коммуникациях, обмен внутри феодов в рамках рынков или чистое изъятие). Обмен второго уровня. Проблема появляется, когда торговля становится все более удаленной (передача прав собственности происходит не моментально) и обезличенной (торговцы е знаю друг друга лично). Появление контракта как письменной формы закрепления сделки на бумаге (проблема развития права; в связи с разделением труда продавцы и поставщиков). Проблема удаленности объектов сделок и необходимости быть информированным об уровне цен. Экономика: первые деловые рубрики и издания. - Регулярная рубрика, посвещенная финансовым новостям (1723 г., газета Amsterdamshe Courant) и т.д. Экономика: доступ политических сил. К 18 веку развитие экономики в Европе стимулировало создание регулярных средств массовой коммуникации (газеты и журналы) в связи с ростом информационных потребностей экономических агентов. Политика: эволюция книги как средства поддержания политических порядков. Главная книга Средневековья – Библия. Регулирования доступа к образованию. Контроль книжного промыслы в рамках мощных церковных коалиций (университетов). Доступ через привилегию (авторское право). Расширение роли книги: - проблема «бесконтрольности» после появления книгопечатания; - физически печатные прессы могли обеспечить большие потребности; - рост объемов производства стимулирует деклерикализацию книги; - книжный промысел в печатную эпоху стимулирует две важнейших структурных трансформации: · коммодификацию знания (книга становится товаром, а книжный промысел – отраслью); · распространение книги на местных языках стимулирует создание национальных государств и объединения государств на основе национальных идентичностей. Административная система и политическая власть.Администрация все больше нуждается в грамотных людях, способных вести учет, оформлять бумаги – необходимость светского образования. Кроме того, среди этого сообщества растет спрос на техническую и иную научную литературу. Политическая подотчетность. Газеты как средства борьбы за «популярность» и «согласие» населения. Зависимость стабильности от наличия информации: бунты, вызванные плохими урожаями (министр Неккер в дореволюционной Франции). Борьба за политические идеи и их разделение населением (война партийной прессы в первых демократических режимах).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |