Материально-техническое обеспечение дисциплины «Защита права собственности и других вещных прав»
Настоящая дисциплина обеспечена наличием следующих материально-технических ресурсов: ■ компьютерный класс; ■ кабинет правового обеспечения; ■ зал судебных заседаний; ■ аудиторный фонд помещений; ■ читальный зал библиотеки 8 учебного корпуса ИвГУ; ■ кабинет Центра римского частного права; ■ читальный зал 1 учебного корпуса.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОПОП ВО, Положением об ОПОП ИвГУ.
Автор: кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет Тресцова Елена Владимировна Программа рассмотрена на заседании кафедры гражданского права и процесса от «______ » ________________ 20___ г., протокол № _____.
Приложение 1. Методические указания для обучающихся по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав». ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав». ТЕМА 1. (2 часа). ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав».
1.Цели и задачи дисциплины «Защита права собственности и других вещных прав». 2.Содержание дисциплины «Защита права собственности и других вещных прав». 3.Методическое обеспечение дисциплины «Защита права собственности и других вещных прав». 4.Фонд оценочных средств по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав».
ЗАДАНИЯ. № 1. Задание-тест к входному контролю с целью проверки остаточных знаний обучающихся по дисциплине «Гражданское право» по программе обучения бакалавриата по направлению подготовки «юриспруденция».
Вопрос 1. К каким отраслям права следует относить Гражданское право? Варианты ответов: А) к отраслям публичного права; Б) к отраслям частного права.
Вопрос 2. Какой нормативно-правовой акт является основным для отрасли гражданского права? Варианты ответов: А) Налоговый кодекс РФ; Б) Гражданский кодекс РФ; В) Уголовный кодекс РФ.
Вопрос 3. Сколько частей имеется в Гражданском кодексе РФ? А) две; Б) три; В) одна; Г) четыре; Д) пять.
Вопрос 4. Сколько подотраслей права имеется в гражданском праве? А) три; Б) две; В) пять.
Вопрос 5. Впишите недостающие слова в наименование подотраслей гражданского права: А) право собственности и Б) право интеллектуальной собственности и
Вопрос 6. Как именуется право собственности с позиций категорий гражданского права? А) институт вещного права; Б) подотрасль гражданского права.
Вопрос 7. Можно ли рассматривать право собственности в качестве субъективного гражданского права? А) да; Б) нет.
Вопрос 8. Как соотносятся понятия «право собственности» и «собственность»? А) они являются равнозначными понятиями; Б) их следует отличать, т.к. право собственности является правовой категорией, а собственность суть экономическая категория.
Вопрос 9. Как можно приобрести право собственности? А) на основании первоначальных способов и договора; Б) на основании производных способов и приобретательной давности; В) на основании первоначальных и производных способов.
Вопрос 10. Владение по отношению к праву собственности является: А) правомочием; Б) содержанием.
Вопрос 11. Субъектом права собственности может быть: А) физическое лицо; Б) Правительство РФ; В) директор.
Вопрос 12. Объектом права собственности служит: А) результаты интеллектуальной деятельности; Б) недвижимое имущество.
Вопрос 13. Различает ли законодатель по содержанию термины «недвижимые вещи», «недвижимость», «недвижимое имущество»? А) нет; Б) да.
Вопрос 14. Является ли перечень недвижимого имущества исчерпывающим? А) да; Б) нет.
Вопрос 15. Относится ли к недвижимому имуществу вещь, которая не имеет прочной связи с землей? А) нет; Б) да.
Вопрос 16. Относится ли к признакам недвижимого имущества следующие критерии: А) невозможность перемещения в пространстве; Б) невозможность перемещения без несоизмеримых затрат целевому назначению.
Вопрос 17. На какие разновидности делится право собственности? А) типы и виды; Б) формы и виды; В) формы и типы; Г) типы, формы и виды.
Вопрос 18. Относится ли к праву публичной собственности: А) право собственности юридического лица; Б) право собственности гражданина; В) право собственности субъектов Российской Федерации.
Вопрос 19. Относится ли к праву частной собственности: А) право собственности физического лица; Б) право собственности муниципального образования; В) право собственности Российской Федерации.
Вопрос 20. Выберите, к какому праву собственности относится жилищный фонд городского поселения: А) праву собственности Российской Федерации; Б) праву частной собственности; В) праву муниципальной собственности.
Вопрос 21. Если право собственности на здание принадлежит нескольким лицам, то оно относится: А) к праву индивидуальной собственности; Б) к праву общей собственности.
Вопрос 22. Если иное не указано в законе, то право общей собственности является: А) правом общей долевой собственности; Б) правом общей совместной собственности.
Вопрос 23. Определите, к какому виду по общему правилу относится право собственности супругов: А) право общей долевой собственности; Б) право общей совместной собственности.
Вопрос 24. Какие юридические факты могут изменить режим права общей собственности супругов: А) расторжение брака; Б) болезнь; В) инвалидность.
Вопрос 25. Выберите права, которые относятся к вещным правам: А) право аренды нежилого помещения; Б) право пользования жилым помещением по завещательному отказу; В) право участия в жилищном кооперативе.
Вопрос 26. Какие права с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации: А) право перенайма здания; Б) право оперативного управления зданием; В) право передачи здания по договору аренды.
Вопрос 27. Какой уполномоченный федеральный орган в системе исполнительных органов осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество: А) кадастровая палата; Б) орган технической инвентаризации; В) территориальный орган Росреестра.
Вопрос 28. Укажите, какие сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации: А) договор купли-продажи жилого помещения; Б) договор аренды сооружения; В) договор аренды здания, заключенный на срок не менее одного года.
Вопрос 29. Какие сделки с недвижимостью подлежат нотариальному удостоверению: А) договор мены зданиями; Б) договор пожизненного содержания с иждивением; В) договор ипотеки земельного участка.
Вопрос 30. Какие условия являются обязательными для договора купли-продажи квартиры? А) нотариальное удостоверение договора; Б) указание перечня лиц, которые проживают с продавцом и их права на жилое помещение после перехода прав к покупателю.
№ 2. Задание о проектных заданиях по темам дисциплины «Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество» включает выбор из Примерных тем проектных заданий (с методическими рекомендациями по их выполнению) темы проектного задания.. Для выполнения проектных заданий обучающимся рекомендуется найти в Рабочей программе Прикладные материалы и выбрать из них тему - ситуацию, которую необходимо изучить в качестве проектного задания, а также проанализировать, собрать источники правового регулирования, судебную практику и специальную литературу, составить правовые документы (правовое заключение; исковое заявление; возражение на иск; судебное решение; договорное соглашение»; иные юридические бумаги согласно приведенной в ситуации системе жизненных обстоятельств). Целью и задачами проектного задания служит выявление у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с установлением знаний, умений и владений в исследуемой области общественных отношений в процессе осуществления проектной деятельности и полученного в результате ее выполнения фактического результата в форме проектной документации. Этапами проектной деятельности являются: во-первых, начальный этап проектной деятельности от выбора проектного задания, его осмысления, сбора источниковой информации, ее анализа и обобщения; во-вторых, промежуточный этап создания результата проектной деятельности в форме написания юридических документов, необходимых для разрешения соответствующей ситуации согласно пошаговому алгоритму действий; в-третьих, завершающий этап проектной деятельности в виде представления проекта и его результата с использованием компьютерной и мультимедийной техники, материальных и электронных документов, а также кейс-технологий, в каждой папке которой должна содержаться информация по выполнению проекта и достигнутого конечного результата. Оформление проекта по кейс-технологии может содержать созданную электронную папку (кейс), разбитый на файлы (элементы кейса) по типу: · содержание проектного задания; · нормативно-правовое сопровождение задания; · теоретическое обоснование проектного задания через специальную монографическую литературу и юридическую прессу; · практико-ориентированное обоснование задания через обобщенную судебную практику; · созданные правовые документы с учетом вариантов выполнения проектного задания; · презентация проектного задания на электронном носителе информации. После окончания презентации проектного задания оно подлежит оценке по шкале и критериям, которые позволяют оценить следующие компетенции обучающихся: ПК- 1-5, ПК – 7-8. Оценка «отлично» по проектному заданию выставляется студенту, если он: 1) владеет полно и свободно терминологией по законодательству о защите права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 2) показывает положительные навыки работы с источниками по гражданскому праву в сфере защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и способами их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) свободно владеет правовыми нормами и умеет правильно квалифицировать правовые отношения по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) может правильно разрешить юридическую проблему и коллизии по выбору способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) готов полностью реализовать материальные и процессуальные нормы по защите права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество путем оформления принятого решения посредством правильного составления юридических документов; 6) свободно владеет принципами и методами организации и управления малыми коллективами, умеет находить эффективные организационно-управленческие решения, показывает высокие навыки поведения в коллективе и умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, способен осуществлять исследовательскую работу. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он: 1) дает определение правовым категориям по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество», но затрудняется полно и свободно раскрыть их содержание; 2) показывает положительные навыки работы с источниками вещного права, однако не во всех необходимых случаях оперирует способами их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) в большинстве случаев владеет правовыми нормами, но не всегда правильно умеет квалифицировать правовые отношения по способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) может в большинстве случаев правильно разрешить юридическую проблему и коллизии по выбору одного из вещных или обязательственных способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) в большинстве случаев готов реализовать материальные и процессуальные нормы по выбору способа защиты вещных прав на недвижимое имущество и имеет затруднения в составлении некоторых правовых документов по оформлению принятого решения; 6) недостаточно свободно владеет принципами и методами организации малыми коллективами, не всегда правильно умеет находить эффективные организационно-управленческие решения, показывает положительные навыки поведения в коллективе и корректные умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, но имеет недостаточные навыки в проведении исследовательской работы. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он: 1) при определении правовых категорий по вещному праву допускает отступление от их сущностных признаков используемых в нем категорий и не всегда точно умеет раскрыть их содержание согласно смысла правовой нормы; 2) показывает фрагментарные навыки работы с источниками вещного права и неуверенно использует способы их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) неуверенно владеет правовыми нормами и в большинстве случаев не умеет дать квалификацию правовым отношениям по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) может частично разрешить правовую проблему и коллизии по выбору способа защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, но при этом имеет затруднения в квалификации признаков каждого из перечисленных видов вещных или обязательственных прав защиты права собственности и других вещных прав; 5) частично готов реализовывать материальные и процессуальные нормы по выбору способа защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и имеет в большинстве случаев затруднения в составлении правовых документов по оформлению принятого решения; 6) фрагментарно владеет принципами и методами организации малыми коллективами, неуверенно находит эффективные организационно-управленческие решения, не всегда правильно показывает положительные навыки поведения в коллективе и корректные умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, не всегда способен к осуществлению исследовательской деятельности. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он: 1) не показывает знаний правовых категорий по вещному праву и не умеет раскрывать их сущностные характеристики, не владеет правовыми нормами, в которых они закреплены; 2) не показывает навыков работы с источниками вещного права и не умеет устанавливать способы их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) не владеет правовыми нормами и не умеет дать квалификацию правовым отношениям по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) не умеет разрешить правовую проблему и не владеет способами устранения коллизий по выбору способа защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) не готов реализовывать материальные и процессуальные нормы по организации исследовательской деятельности в области защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и не умеет составлять правовые документы по оформлению принятого решения; 6) не владеет принципами и методами организации малыми коллективами, не умеет находить эффективных организационно-управленческих решений, не показывает положительных навыков поведения в коллективе и умений общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, не способен к выполнению исследовательской работы.
№ 3. Задание по деловой (ролевой) игре по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество» включает следующие действия обучающихся: 1) Выбор темы деловой (ролевой) игры и методические рекомендации к организации ее подготовки и проведения. Выбор темы деловой (ролевой) игры осуществляется обучающимися самостоятельно с использованием СПС «КонсультантПлюс», включая путеводители и судебную практику, Интернет-ресурсы, информационные правовые порталы. 2) Традиционно деловая (ролевая) игра применяется в учебной деятельности как способ проведения практических занятий. Вместе с тем в условиях новых образовательных стандартов по направлениям подготовки магистров юриспруденции деловая (ролевая) игра рекомендуется в качестве оценочного средства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов для проведения промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине. В этом качестве деловая (ролевая) игра становится инновационным оценочным средством и требует дополнительной методической проработки. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет в качестве приоритетного направления развития образования экспериментальную и инновационную деятельность, направленную на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, в том числе в форме экспериментов (ст. 20 п.1). Такая инновационная деятельность может быть ориентирована · на контролируемые результаты обучения учащихся по типу: компетенции – и их компоненты в виде знаний, умений и владений, реализуемых через деловую (ролевую) игру;
На юридическом факультете Ивановского государственного университета имеется практический опыт применения деловой (ролевой) игры в качестве одного из оценочных средств в системе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации студентов. Так, кафедра гражданского права и процесса использует данное оценочное средство в программах курсов, в частности по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество». По указанной дисциплине определены компетенции, формирование которых способствует изучаемая дисциплина. Среди них присутствуют профессиональные компетенции, в частности:, ПК – 1-5, ПК – 7-8. Согласно программе оценивания результатов обучения по дисциплине для каждой компетенции рекомендуется установление следующих элементов: · контролируемых результатов обучения (компонентов компетенции по типу: знать-уметь-владеть);
Применительно к контролируемым результатам обучения по дисциплине «Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество», характеризующим этап формирования компетенции ПК-1-5, ПК-7-8 студент должен обладать: 1. знаниями о содержании основных понятий, конструкций, институтов, правового статуса субъектов правоотношений;
В деловой (ролевой) игре по избранной студентами теме компоненты данной компетенции конкретизируются следующим образом: · знание основных способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество;
3) Содержание игры целесообразно представить через ее цель, основные этапы проведения, возможные роли, функции и задачи участников, краткий сюжет игры и другие компоненты. Цель игры: активизация процесса изучения студентами предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и порядка их осуществления в суде, а также создание условий для формирования и оценки навыков составления юридических документов и умений проведения юрисдикционной деятельности и квалификации ее процедуры. Подготовка и проведение деловой (ролевой) игры включают следующие этапы: · предварительное ознакомление студентов на первом практическом занятии с целями и задачами деловой (ролевой) игры и ее ожидаемыми результатами в виде выбора одного из способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество;
Оценка результатов деловой (ролевой) игры может состоять из: 1) оценки действий студентов в процессе игры в соответствии с разными ролями; 2) оценки качества составленных ими юридических документов. Оценка «отлично» по деловой (ролевой) игре выставляется студенту, если он: 1) владеет полно и свободно терминологией по вещному праву; 2) показывает положительные навыки работы с источниками вещного права и способами их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) свободно владеет правовыми нормами и умеет правильно квалифицировать правовые отношения по всем способам защиты права собственности и других вещных прав; 4) может правильно разрешить юридическую проблему и коллизии по выбору вещно-правового, обязательственного или иного способа защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) готов полностью реализовать материальные и процессуальные нормы по организации деятельности по защите права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество юрисдикционными формами путем оформления принятого решения посредством правильного составления юридических документов; 6) свободно владеет принципами и методами организации и управления малыми коллективами, умеет находить эффективные организационно-управленческие решения, показывает высокие навыки поведения в коллективе и умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, готов к осуществлению исследовательской деятельности в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он: 1) дает оценку содержания правовым категориям по вещному праву, но затрудняется полно и свободно раскрыть их содержание; 2) показывает положительные навыки работы с источниками вещного права, однако не во всех необходимых случаях оперирует способами их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) в большинстве случаев владеет правовыми нормами, но не всегда правильно умеет квалифицировать правовые отношения по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) может в большинстве случаев правильно разрешить юридическую проблему и коллизии по выбору одного из способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) в большинстве случаев готов реализовать материальные и процессуальные нормы по организации деятельности защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и имеет затруднения в составлении некоторых правовых документов по оформлению принятого решения; 6) недостаточно свободно владеет принципами и методами организации малыми коллективами, не всегда правильно умеет находить эффективные организационно-управленческие решения, показывает положительные навыки поведения в коллективе и корректные умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, не во всех случаях готов осуществлять исследовательскую деятельность. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он: 1) при определении правовых категорий по вещному праву допускает отступление от их сущностных признаков и не всегда точно умеет раскрыть их содержание согласно смысла правовой нормы; 2) показывает фрагментарные навыки работы с источниками вещного права и неуверенно использует способы их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) неуверенно владеет правовыми нормами и в большинстве случаев не умеет дать квалификацию правовым отношениям по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) может частично разрешить правовую проблему и коллизии по выбору способа защиты права собственности и других вещных прав, но при этом имеет затруднения в квалификации признаков вещно-правовых, обязательственных и иных способов защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 5) частично готов реализовывать материальные и процессуальные нормы по организации деятельности юрисдикционной защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и имеет в большинстве случаев затруднения в составлении правовых документов по оформлению принятого решения; 6) фрагментарно владеет принципами и методами организации малыми коллективами, неуверенно находит эффективные организационно-управленческие решения, не всегда правильно показывает положительные навыки поведения в коллективе и корректные умения общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, констатируется неуверенная готовность к осуществлению исследовательской деятельности. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он: 1) не показывает знаний правовых категорий по вещному праву и не умеет раскрывать их сущностные характеристики, не владеет правовыми нормами, в которых они закреплены; 2) не показывает навыков работы с источниками вещного права и не умеет устанавливать способы их нахождения в официальных изданиях, справочных правовых системах, ИНТЕРНЕТ-ресурсах; 3) не владеет правовыми нормами и не умеет дать квалификацию правовым отношениям по всем способам защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 4) не умеет разрешить правовую проблему и не владеет способами устранения коллизий по выбору форм управления многоквартирным домом; 5) не готов реализовывать материальные и процессуальные нормы по организации деятельности юрисдикционной защиты права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и не умеет составлять правовые документы по оформлению принятого решения; 6) не владеет принципами и методами организации малыми коллективами, не умеет находить эффективных организационно-управленческих решений, не показывает положительных навыков поведения в коллективе и умений общения с гражданами в соответствии с принятыми нормами этикета, не имеет навыков готовности к осуществлению исследовательской деятельности.
Методические рекомендации для преподавателя.
Преподавателю необходимо определить продолжительность первого практического занятия, например, 15-20 минут, на котором разъяснить студентам цели и задачи деловой (ролевой) игры, ее этапы (подготовительный и основной), требования к сценарию игры и условиям его подготовки, роли и функциям каждого участника игры, критерии и шкалы оценки, требования к поиску нормативных правовых актов, специальной монографической литературы, юридической прессы, актов правоприменительной практики, рекомендуемых форм правовых документов, в том числе через официальные издания, справочные правовые системы, ИНТЕРНЕТ-ресурсы, продолжительность второго практического занятия (например, 2 часа). Предполагается наличие демоверсии игры, включающей ее составные части по общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям и программам оценивания, методическим указаниям по организации и процедуре оценивания для преподавателя, коллегии жюри, студентов, критериям получения зачета с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |