Направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел
В статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяется необходимость комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных мероприятий . В частности, в статье 7 названного акта устанавливаются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, включающих: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. В ходе социологического исследования, на вопрос: «От кого, в первую очередь, зависит успешное противодействие коррупции в российском обществе?» более половины опрошенных (59%) сотрудников органов внутренних дел ответили, что таковыми являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые должны быть ответственны за проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, 48,7% опрошенных считают, что успешное противодействие коррупции в российском обществе зависит от каждого гражданина. Антикорупционные мероприятия, проводимые в органах внутренних дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организационно- правовые мероприятия, международное сотрудничество, профилактические действия, статутные мероприятия. 1. Организационно-правовые мероприятия. Организационные меры противодействия коррупции определяют базовые начала антикоррупционной деятельности, подлежащие детализации в рамках последующих направлений деятельности. Они подготавливают основы продуманной, планомерной, упорядоченной деятельности, обеспечивающей достижение сформулированной цели и поставленных задач. В свою очередь правовые мероприятия обеспечивают установление обязательных охраняемых государством правил поведения, регулирующих антикоррупционную деятельность. К организационно-правовым мероприятиям можно отнести следующие действия: - публично провозглашенная установка вести активную борьбу с коррупцией в органах внутренних дел; - переориентация с постреагирующих, с карательных на профилактические мероприятия; - проведение исследовательских работ в сфере антикоррупционной деятельности, установление причин возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел; - разработка и совершенствование программы антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел; - обеспечение нормативного сопровождения антикоррупционной программы действий в органах внутренних дел; - совершенствование действующего антикоррупционного законодательства, проведение экспертизы проектов законов, подзаконных актов на предмет содержания коррупционных норм; - создание в системе органов внутренних дел четкой нормативно- правовой документации взаимосвязанного характера, определяющей статус сотрудника органа внутренних дел с указанием всех составляющих стандарта антикоррупционного поведения; - установление отношений сотрудничества органов внутренних дел с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами, иными правоохранительными органами в деле противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел (например, стимулирование граждан за активную антикоррупционную позицию, обеспечение защиты лиц, сообщающих об коррупционных преступлениях; пропаганда в средствах массовой информации активной позиции граждан, положительного образа милиционера); - совершенствование системы специализированных подразделений, функционально осуществляющих противодействие коррупции; - создание «прозрачности» деятельности органов внутренних дел, доступности для внешнего и внутреннего контроля; - придание органам внутренних дел реальной независимости и дееспособности; - совершенствование механизма обращения граждан по поводу случаев коррупционных проявлений в органах внутренних дел; - введение в процесс обучения специального курса, показывающего политический, экономический, общественный вред коррупции. Необходимо отметить, что идею о введении в учебный процесс учебных заведений МВД России специального курса «Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел» поддержали 58,8% опрошенных сотрудников органов внутренних дел. Полезны и образовательные программы антикоррупционного характера, предусматривающие тренинги и иные практические занятия для сотрудников органов внутренних дел; мероприятия разъяснительного характера для населения (правовые семинары, повышающие юридическую грамотность в данной сфере). Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все отрасли права. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, трудовом, социальном, жилищном, миграционном, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-разыскной деятельности и др.). Актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодействия коррупции. Эти основы должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но и приемы и методы активизации правореализации и стимулирования правоприменительной практики по вопросам профилактики коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных положений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного коррупционного поведения .
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |