Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 2.Джонстон Д. Краткая история философии / Дерек Джонстон. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 3. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2007. 5. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. 6. Нижников С.А. Философия: курс лекций; учебное пособие / С.А. Нижников. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. 7. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2014. 8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 9. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. 17. Философия: конспект лекций / В.П.Кахановский, Л.В.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов –на-Дону, 2011. 19. Философия: краткий курс лекций/ О.Н.Стрельник - М.: Юрайт, 2011 24. Краткий философский словарь / А.П.Алексеев– М.: РГ-ПРЕСС, 2012 ГЛОССАРИЙ Дисциплина «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ». 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это целостный взгляд на мир и место человека в нём. 2. КАРТИНА МИРА – целостная система представлений человека об общих свойствах и закономерностях действительности. 3. КОСМОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов. 4. ТЕОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. 5. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека. 6. ФИЛОСОФИЯ –– это знание о мире как едином целом и месте человека в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания. 7. ОНТОЛОГИЯ – философское учение о мире и бытии. 8. ГНОСЕОЛОГИЯ – философское учение о познании мира. 9. МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. 10. ДИАЛЕКТИКА - взгляд на мир и способ мышления, предполагающий, что различные явления рассматриваются во взаимодействии и развитии. 11. МЕТАФИЗИКА - способ мышления, противоположный диалектическому, в котором истина понимается как нечто конечное, предметы и явления рассматриваются вне их взаимосвязи и развития, изменения признаются количественные, а не качественные. 12. ДОГМАТИЗМ- восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. 13. ЭКЛЕКТИКА - методологический приём, основанный на механическом соединении фактов и формулировок, которые не имеют единого теоретического основания, в результате достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. 14. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные суждений, нового суждения, логически истинного, но ложного по смыслу. 15. ГЕРМЕНЕВТИКА – философское направление, основное содержание которого – проблема понимания и связанные с ней вопросы языка. 16. КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ - это её наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании обобщённой картины мироздания. 17. МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. 18. ИДЕАЛИЗМ - направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). 19. ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеализма и материализма. 20. ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого признавали наличие бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. 21. ЭМПИРИЗМ- направление в философии, согласно которого в основе познавательного процесса лежит опыт и чувственные ощущения. 22. РАЦИОНАЛИЗМ- направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума и не зависит от чувственного опыта. 23. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. 24. НАТУРФИЛОСОФИЯ, т.е. философия природы - стремилась понять сущность мира, обнаружить единую природу вещей, а методом философствования было декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. 25. ПАТРИСТИКА – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. 26. СХОЛАСТИКА - представляет собой определённый тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. 27. РЕАЛИЗМ - его сторонники считали, что подлинной реальностью обладают не «единичные вещи», а только общие понятия – универсалии (лат. universalis), существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. 28. НОМИНАЛИЗМ - его сторонники считали, что объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия – универсалии – это имена вещей, которые существуют только в языке. 29. ПАНТЕИЗМ заключался в том, что, прямо не отрицая Бога, философия отождествляла его с природой. 30. «РУССКАЯ ИДЕЯ» - это термин, означающий систему представлений о месте России в мировом сообществе, особенностях её истории, культуры, национальной ментальности и национального характера. 31. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА или мировой целостности и гармонии – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.). 32. ПОЗИТИВИЗМ – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. 33. ПСИХОАНАЛИЗ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и иных психологических процессов в жизни человека и общества. 34. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. 35. БЫТИЕ - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.
36. НЕБЫТИЕ– состояние единое с бытием и противоположное ему. 37. СУБСТАНЦИЯ – некая неизменная основа мироздания, предельное основание бытия, она самодостаточна и для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя. 38. МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. 39. АТРИБУТ - такое свойство, без которого материальный объект не может существовать. 40. СИСТЕМА - это любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. 41. ЭЛЕМЕНТ - минимальный, неразложимый далее компонент системы. 42. СТРУКТУРА - это способ связывания элементов системы между собой. 43. ДВИЖЕНИЕ - это любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов заканчивая человеческим мышлением. 44. ПОКОЙ - состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. 45. РАЗВИТИЕ - это необратимое качественное изменение. 46. ПРОСТРАНСТВО - взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. 47. ВРЕМЯ - длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. 48. ОТРАЖЕНИЕ - это воспроизведение в себе других предметов. 49. СОЗНАНИЕ - это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. 50. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ - единство психических способностей, процессов и состояний, в которых отражается окружающий мир. 51. САМОСОЗНАНИЕ - способность человека оценить себя, свои возможности, чувства, поступки и взять их под свой контроль. 52. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. 53. ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. 54. ИСТИНА - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении. 55. ЛОЖЬ - преднамеренное искажение человеком действительности, обман людей. 56. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это знания не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним, это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. 57. ПРАКТИКА - активная чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности (природы, общества). 58. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - в отличие от обыденного протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания. 59. МЕТОД - это система принципов преобразующей, практической или познавательной деятельности. 60. МЕТОДИКА - это конкретные приёмы, средства получения и обработки фактического материала. 61. ПРИРОДА - непосредственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний. 62. ЭКОЛОГИЯ - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания. 63. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного в мире искусственным, чужеродным для природы. 64. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - это всеобщая теория общественной жизни, её основ и важнейших форм проявления в действительности. 65. ОБЩЕСТВО - сложная система специально организованной человеческой жизни. 66. СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – крупная, устойчивая, относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности. 67. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. 68. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - это непрерывное совершенствование всех вещественных компонентов способа производства, а также развитие науки как системы деятельности по производству достоверного знания. 69. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - это глубочайший, кардинальный переворот во всей системе производительных сил, формах и способах деятельности человека. 70. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами социальных общностей людей. 71. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. 72. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности искусства, религии, морали и т.д. 73. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность высоких, социально – значимых достижений общества в сфере духовной жизни. Её содержание составляют духовные ценности – продукт научной, художественной, религиозной и иной духовной деятельности. 74. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. 75. АНТРОПОГЕНЕЗ - теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида. 76. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - теории о происхождении человека как общественного существа. 77. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. 78. ЧЕЛОВЕК - собирательный образ человеческого рода в целом. 79. ИНДИВИД - один из представителей рода людей, отдельный человек. 80. ЛИЧНОСТЬ- это человек как носитель определённых неповторимых черт. 81. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - единство неповторимых личных свойств человека. 82. СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ - пространство жизни человека. 83. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА - самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нём. 84. КОЭВОЛЮЦИЯ - партнёрство и сотрудничество человека и окружающего мира, как необходимое условие дальнейшего существования того и другого. 85. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неизбежная цена свободы и плата за неё. 86. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА - это движение человека во времени и в пространстве общественной жизни. 87. СТРАДАНИЕ - негативное физическое и душевное состояние, мука, боль; 88. ИСТОРИЯ - это прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором и не повторится. 89. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания. 90. ПРОЦЕСС – это последовательное изменение состояния объекта. 91. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - определённая последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов). 92. ЗАКОНЫ ИСТОРИИ - это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости), проявляющиеся в деятельности людей. 93. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - это этап восходящего развития общества, в основе которого лежит определённый способ производства. 94. СТАДИЯ РОСТА - это этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки. 95. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. 96. ПРОГРЕСС - тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному 97. РЕГРЕСС -тип развития, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. 98. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе, глубочайший, всесторонний кризис человека. 99. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - это общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. 100. ФУТУРОЛОГИЯ – совокупность представлений о будущем Земли и человечества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Шадринский финансово-экономический колледж-филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» РЕФЕРАТ (задание, таблица)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |