Моральная философия И.Канта
Моральная философия Иммануила Канта знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив се от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи он ориентируется не па природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума». Основные этические идеи Канта: • Свободная воля человека проявляется в сфере морали, здесь она автономна • Вне формулировки категорического императива фиксируют специфику и смысл морали • Единственный «чистый» мотив подчинения категорическому императиву — долг, что позволяет различать моральное (должное, бескорыстное) и легальное (любая иная мотивация) поведение. • Принципиальная значимость ригористической ориентации, основанной на понимании морали как долженствования • Критика натуралистической этики, позволившая Канту выявить ее методологические изъяны Поясняя эти идеи, следует в первую очередь подчеркнуть смысл установки Канта на автономию морали: мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе самой и невыводимани из чего. Кант не только стремился «очистить» мораль от всего эмпирического и «принадлежащего к антропологии», но и подчеркивал ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставилась в зависимость от морали. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, «как стать достойным счастья». Исходя из этого, Кант подвергает критике натуралистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали
Философия Гегеля Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. 23. Общая характеристика постклассической философии. Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики. Особенности постклассики: - в центре внимания человек (внутренний мир, общественные контакты, культура, наука и т.п.); - признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности; - разум привносится в абсурдный мир самим человеком; - критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека; - все вероятностно (всюду случайности); - познание – во многом результат свободного творчества познающего; - релятивизм (истина всегда относительна); - ориентация на практический результат; - критика прогресса; - у каждого общества специфическое развитие. Основные исследовательские программы: Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор, согласно учению которого у каждого своя сущность, ее необходимо выявлять и проявлять. Позитивизм: Классический (вторая половина XIX в. ‑ Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. ‑Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя ‑ следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов и просто излишних. Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки..Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи). Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику изменения мира, эталон – классическое естествознание. Психологизм :(Гуссерль, Бердяев, и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора). Структурализм и постструктурализм : выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. Всё большей частью сводится к языковым структурам. Постмодернизм– всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |