Регуляторная апраксия
Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга. Основной дефект, который возникает при этой форме - нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий. Основные симптомы: 1. Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения. 2. Эхопроксии. Больной начинает выполнять программу действий не полностью, а с последнего элемента. Ребро-ладонь-кулак - больной может начинать с последнего - кулак. 3. Системные персеверации. Персеверирует не отдельно движение, а целая программа. После того, как больного просили рисовать круг, больной рисует крест окружностями, т.е. использует предыдущую программу. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками. Нарушение программирования - т.е. у больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий. 4. Нарушение контроля за выполнением. Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль, т.е. не сравнивает то, что он делает с тем, что ему предписывалось делать. 5. Нарушение регуляции. Если больной соглашается, что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания. Таким образом, рассмотрено 4 основные формы апраксии, которые возникают при корковом поражении головного мозга. Все эти 4 формы возникают как при поражении задних, так и передних отделов мозга. Когда мы рассматривали формы апраксии мы видим транскортикальные связи, т.е. горизонтальные связи. Но любой психический процесс опирается не только на совместную работу разных зон мозга, но и на взаимодействии коры и подкорковых образований. Какова роль подкорковых образований в образовании движений? Система построения движений по Бернштейну, который наиболее детально рассмотрел структуру психического процесса с точки зрения иерархической организации. Основные постулаты, которые введены Бернштейном для описания двигательного акта: 1. Принцип сенсорной коррекции или обратной связи. В соответствии с этим принципом ни один двигательный акт невозможен без постоянной сигнализации с периферии о том, как он протекает. 2. Принцип афферентационных ансамблей. В соответствии с этим принципом каждому движению соответствует собственное сенсорное поле - та информация, которая идет от разных органов чувств. Таким образом , каждому движению соответствует собственный набор афферентов. 3. Принцип иерархии уровней мозга. Поскольку каждое движение имеет собственный набор афферентов, то эти афференты должны объединяться полноценном двигательном акте каким-то образом и этот какой-то образ носит название ведущих афферентов. То есть определенный афферентный ансамбль является ведущим для одних типов движений, другой для других, а поскольку в построении движений Бернштейн выделяет 5 уровней построения движений, а в построении движений участвуют все уровни, то для разных типов движений разные уровни могут становиться ведущими при том, что остальные уровни выступают как обязательные, но фоновые. Таким образом, выстраивается иерархия построения движений в любом двигательном акте: ведущие уровни и фоновые уровни. Понятие рефлекторного кольца. При выполнении любого движения информация о том, как выполняется движение становится стимулом для нового движения и т.д. Уровни построения движений. А. Субкортикальный, т.е. находящийся ниже коры уровень, носит название руброспинального уровня. Субстрат - это спинной мозг и нижние отделы мозжечка. Что является ведущей афферентацией для этого уровня. Проприоцептивная чувствительность (информация от мышц и сухожилий), протопатическая чувствительность (не дифференцированная, общая чувствительность). Этот уровень обеспечивает поддержание мышечного тонуса. Готовность к выполнению определенных действий. Этот же уровень обеспечивает вибрационные, ритмические действия, например, обмахивание веером. Он же обеспечивает удержание позы. Таким образом, основная функция этого уровня - это создание фон для выполнения различных движений и действий. Этот уровень редко выступает ведущим в иерархии построения движений. Нарушение работы этого уровня: нарушение тонуса - дистонии, треморы - непроизвольные дрожательные движения. В. Носит название таламопаллидарного. Уровень синергий и штампов. Субстратом являются подкорковые ядра, в частности зрительные бугры. Ведущей афферентацией для этого уровня является проприорецептика, но она включает уже новые компоненты, а именно суставно-угловые. Это означает, что на этом уровне важным становится то, как расположены части тела относительно друг друга. Кроме этого сюда добавляется эпикритическая чувствительность, уже более тонко дифференцированная чувствительность - это прикосновения, болевая чувствительность. Таким образом - это уровень афферентации со всего собственного тела. Этот уровень обеспечивает мышечные синергии, т.е. содружественные движения разный частей тела. В содружественные движения вовлекаются разные группы мышц, которые находятся в разных частях тела. Также он обеспечивает правильное чередование движений, а именно двигательные штампы, например, ходьба человека. Этот уровень тоже является фоновым для выполнения самостоятельных действий. Нарушения этого уровня приводят к диссенергиям, т.е. к нарушениям содружественных движений, которые могут идти по двум типам: по типу гипофункции (когда из слаженного ансамбля движений выпадают отдельные нужные движения) и по типу гиперфункции (кггдавплатаются лишние, ненужные движения. Пример: паркинсонизм. С. Пирамидно-стриальный уровень. По содержанию: уровень пространственного поля. Субстратом являются гигантские пирамидные поля моторной зоны коры и полосатое тело. Ведущей афферентацией для этого уровня, т.е. той информацией на основе, которой строится движение является синтетические пространственное поле, которое включает в себя информацию с разных анализаторных систем. Т.е. здесь появляются рецепторы, которые передают информацию относительно того, что находится вне тела. Обеспечивает этот уровень целевые движения, т.е. движения, имеющие целевой характер. Движения этого уровня: несут, давят, рвут, забивают и т.д., т.е. все те движения, в котором есть конкретная точка, в которую направлено это движение.Таким образом, основные группы движений - ходьба, бег, плаванье, игра на музыкальных инструментах, перемещение вещей в пространстве, метание, жонглирование и т.д. Нарушения этого уровня носят название дистаксий или атаксий, т.е. нарушение координации. D. Теменно-премоторный уровень или уровень действий. Субстратом является кора - теменная или премоторная области. Ведущая афферентация на этом уровне поступает от предмета (не как геометрическая форма, а как смысловой образ, в отношении которого строится действие). Ибо предмет заставляет выполнять действие определенным образом. Нарушения этого уровня приводят к апраксиям. Е. Субстратом предполагаются лобные доли мозга. Этот уровень должен обеспечивать символические или условные смысловые действия. Это как бы уровень создания мотива двигательного акта. Нарушения этого уровня должны выражаться в системных персеверациях. Это уровень создания программы действия, двигательного акта, который состоит из ряда составляющих его компонента. Таким уровнем мы видим сочетание нескольких уровней, которые необходимы для участия в движении. Как эти уровни взаимодействуют между собой? Например, письмо: а. Создание тонуса для письма в. Двигательная колебательная синергия. с. Положение пера относительно той поверхности на которой пишут. d. Буква выступает тем предметом, который необходимо сделать в процессе письма. Каждая буква имеет свое собственное начертание. Это написание буквы и задает этот уровень. e. Фонетика, орфографическая перешифровка. Перешифровка мысли в слово. Таким образом, все уровни взаимодействуют между собой в любом психическом процессе. Если мы посмотрим с точки зрения иерархии построения движений то мы видим, что не только 4 формы апраксии являются теми нарушениями, при которых появляется нарушение движений и действий. Целый ряд подкорковых структур также включается в движение, обеспечивая различные его стороны: тонус, синергии, целевой характер действия и, наконец, только на корковом уровне включаются такие компоненты построения двигательного акта как предметность двигательного акта и смысловое содержание двигательного акта. Таким образом, мы видим, что функциональная система включает в себя ряд подкорковых уровней и ряд корковых структур.
Тема 9. Нарушения памяти Память—это психическая функция, которая обеспечивает фиксацию (рецепцию, импрегнацию), сохранение (ретенцию) и воспроизведение (репродукцию) различных впечатлений, дает возможность копить информацию и пользоваться прежним опытом. Существует, кроме того, особый механизм памяти — импринтинг (запечатление), включающийся вскоре после рождения и фиксирующий объекты первой, наиболее прочной привязанности. Можно говорить также о таком процессе памяти, как забывание, закономерности которого изучены в психологии. Различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со специальным намерением запомнить что-либо. Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее продуктивно и лежит в основе всякого обучения, но требует соблюдения специальных условий (осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание и сосредоточенность). Хотя эта (классическая) классификация процессов памяти в настоящее время еще остается в силе, она нуждается в существенном дополнении по ряду очень важных вопросов. а) Последовательность кодирования информации. б) Взаимодействие между кратковременной и долговременной памятью. в) Роль внимания. г) Кратковременная память д) Семантическая и эпизодическая (или автобиографическая) память. е)Декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память. ж) Самые важные из известных на сегодняшний день нейроанатомических коррелятов декларативной памяти гиппокамп, примыкающие к нему области в медиальных височных долях мозга и различные центральные области таламуса. Функции памяти и их нарушения Каждая функция памяти (независимо от того, идет ли речь о кратковременной или долговременной, визуальной, семантической или эпизодической памяти) может быть сведена к трем компонентам. Речь идет о точности сохранения или кодирования информации, об эффективности процессов поиска и о тех структурно-функциональных особенностях (как, например, вид связи и активации), которые действуют между кодами. Или, проще говоря, сохранение, поиск и связь — это три важнейших параметра памяти человека. Поэтому неудивительно что подобное деление на три элемента присутствует и в классификации различные методов проверки памяти. Функциональная возможность каждого из этих трех компонентов может понизиться под воздействием специфических факторов. Если при наличии таких факторов речь идет о не отклоняющихся от нормы или «повседневных феноменах, то говорят о «забывании». Но если речь идет о влияниях, обусловленные болезнью (таких, как, например, отравления; изменения, обусловленные нарушения ми обмена веществ; шоковые состояния или распад, вызванный деменцией), тогда; с полным правом можно употреблять термин «нарушение памяти». Нарушения памяти как причина других психических заболеваний В основании же большой группы диссоциативных амнезий лежат, по всей вероятности, совершено иные причины. Сопоставление обеих форм амнезии обнаруживает в первую очередь два явных различия: 1) тот факт, что амнезии типа А характеризуются очень специфическими и высокоизбирательными выпадениями функций; в то время как для амнезий типа В следует допустить не только очень диффузные, но и очень гетерогенные причины (шок, эмоциональные изменения, воздействия наркотиков, гипноз, нарушения в рамках «множественной личности», психозы); и 2) наблюдение, что амнезии типа А имеют центральное значение в рамках неврологических симптомов, в то время как амнезии типа В играют большую роль в первую очередь в рамках психических нарушений. Поэтому не удивительно, что значительные изменения личности можно наблюдать в первую очередь при амнезиях типа В, а не при амнезиях типа А. Считается доказанным, что симптоматику антероградной амнезии вызывают билатеральные и возникающие одновременно расстройства в гиппокампальной формации (ср. Gazzaniga, 1995; Squire, 1992; Squire, Knowlton&Musen, 1993). Главный аргумент состоит в том, что определенные участки лимбической системы — прежде всего гиппокампальная формация — отвечают за относительно специфические нарушения, свойственные антероградной амнезии. Так, например, амнезии, возникающие в рамках тяжелых случаев деменции, вызываются скорее (частичной) потерей коркового вещества, чем избирательным повреждением лимбической системы. Патологические изменения в области лангитюдных структур приводят не только к нарушению жизненно важных функций (например, к нарушению эмоционального равновесия или к изменению уровня активации и внимания), но и к изменению активности коры головного мозга, которое, в свою очередь, приводит к ошибкам в регуляции процесса поиска и к диссоциативным процессам. Поэтому следует ожидать, что правильное понимание причин диссоциативных процессов в существенной степени зависит от правильного понимания взаимодействия лонгитюдных и кортикальных структур. Психопатология памяти Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения (парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию. Амнезия. Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. Различают следующие виды амнезии. Прогрессирующая амнезия. Постепенно нарастающее и далеко идущее опустошение памяти. Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии (например, самоповешание), развитию острого психотического синдрома. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкойоглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время—отставленная или ретардированная амнезия. Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается (Короленко, 1973). Систематизированные (системные) амнезии. Выпадение специализированных видов памяти (на лица, цвета, запахи, символы, навыки). К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей.. Агнозия. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, изза выпадения адекватных программ исследовательских действий (ощупывающих движений глаз.) Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов (букв, цифр), рисунков, геометрических фигур. Апраксии. Выпадение моторных навыков (действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне). При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру (составить фигуру, орнамент и др ). Диагностика Методы проверки мнемической функции можно разделить на 3 группы: тесты на узнавание, воспроизведение и ассоциативные тесты. Тест на узнавание проверяет в первую очередь точность сохранения информации; тест на воспроизведение — эффективность поисковых процессов, а ассоциативный тест — связь между содержаниями памяти. Тесты на узнавание и воспроизведение различаются способом тестирования подлежащего запоминанию материала. От испытуемого могут потребовать или воспроизвести запоминаемый материал, или узнать его среди множества другого материала.В первом случае говорят о функции воспроизведения {Recall), во втором — о функции узнавания {Recognition). Ассоциативные тесты представляют собой очень гетерогенную группу. Их общий признак заключается в том, что проверяются особенности связей между содержаниями памяти. Самый старый с исторической точки зрения пример — задания на парные ассоциации, которые можно рассматривать и как смешанную форму, включающую в себя отдельные черты как заданий на воспроизведение, так и заданий на узнавание. Здесь испытуемые получают задание запомнить пару пунктов. При тестировании испытуемому предлагается в ответ на называние одного из пунктов воспроизвести или вызвать по какой-либо ассоциации соответствующий ему другой пункт. С помощью таких заданий пытаются определить прочность ассоциаций между двумя пунктами. К этой группе тестов относятся и семантические задания на конгруэнтность и решение, Методики, используемые для исследования памяти 1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять однодвухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например: лес.хлеб. стол. окно, носи. брит. гриб, конь. игла. мед.). Или: гора, роза.кошка, часы, вино. пальто. книга. окно. пила). 2. Пиктограммы. Этот метод предложен А. Р. Лурией. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. При анализе запоминания важно обратить внимание на то.сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить тест А Н. Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор предмета, сюжета из предложенных готовых картинок Эта методика имеет несколько серий, которые отличаются по степени сложности. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом. 3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби". "Муравей и голубка". "Логика"1, "Колумбово яйцо". "Вечный король" и др. 4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона). Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух - по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Качественный анализ данных проводится в сравнении со специальными таблицами Бентона. с помощью этого теста можно получить дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.
Тема 10. Расстройства (патология) мышления и речи. Факторы расстройств мышления и речи. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышлением называется психический процесс отражения общих свойств предметов и явлений в их существенных закономерных связях и отношениях. Мышление человека, отражая действительность, исходит из обобщенного опыта, накопленного всей историей человечества. Будучи более сложной формой, чем элементарные психические процессы типа ощущений и восприятий, мышление характеризуется такими признаками, как обобщенность и опосредованность отражения. Содержательными компонентами мышления являются понятия, то есть отражение в мышлении человека общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Любое понятие характеризуется содержанием как совокупностью существенных признаков и объемов, количеством объектов, имеющих существенные признаки, обобщенные в понятии. Понятие отличается от представления тем, что выражает мысль в слове и отражает существенные свойства, а представления выражаются образом, в котором могут сохраняться и конкретные и несущественные признаки предметов и явлений. Понятия носят характер всеобщности, так как являются результатом познавательной деятельности человечества. Понятия связываются в суждения, выраженные не одним словом, а целым предложением. Операциональными компонентами мышления являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и систематизация. Благодаря анализу происходит разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов. Синтез же соединяет эти части в целое. Сходство и различие устанавливается при сравнении. Абстрагированием достигается выделение одних признаков и отвлечение от других, а обобщением - объединение объектов по их существенным признакам, функцией классификации является разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам, а систематизация - обеспечение разделения и последующего объединения групп и классов, объектов и явлений. Виды мышления: · Наглядно-действенное мышление. · Наглядно-образное мышление. · Образное мышление. · Творческое мышление. · Аутистическое мышление. · Пралогическое мышление. · Религиозное мышление. · Эгоцентрическое мышление.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |