Билет 1.Особенности славяно-русского этнополитогенеза (Первые русские князья)
Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев- от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н.э. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. Крупнейшими политическими образованиями 7-8 в. В южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая- Тюркский каганат. В 6 в. Славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени- Византии. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаковых и огородных культур. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивать и технические культуры(лен, конопля). Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Важнейшими богами славян были Перун, Сварог, Велес, Мокошь, Симари. Особо почитали Бога Солнца. Народническое движение. На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционнодемократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы. В 70-е годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев. "Бунтарское" (анархистское) направление возглавлял М.А.Бакунин. Он сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К.Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации. Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л.Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа. Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н.Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну. Образование Древнерусского гос-ва и норманнский вопрос. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Киевом. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов. возникновение дружины- свидетельства формирующейся государственности. В результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского гос-ва. Впервые она была сформулирована неким ученым Т-Ф. Миллером и Т-З. Байером. В современную эпоху вполне доказана несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского гос-ва как результат иноземной инициативы. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточны славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Образование гос-ва Русь- закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно- общинного строя из полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати — таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов. Первые русские князья Рюрик (862-879, 23 ФВ) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. В 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора , присоединил к ней их владения - Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал "своих мужей". В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира. После смерти братьев Рюрик остался единовластным правителем и значительно расширил свои владения. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря, своему родственнику Олегу. Олег (Вещий).Княжение Олега стало поворотным этапом русской истории. Именно он явился первым представителем княжеской династии, под властью которой началось объединение Киевской Руси. Игорь Рюрикович - князь киевский. Начал княжить в 912 г. по смерти Олега, который правил за его малолетством. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 945 г. Игорь в очередной раз отправился в землю древлян на полюдье, рассчитывая собрать повышенную дань, чтобы ублажить свою жадную дружину. Собрав дань, Игорь отпустил большинство дружинников домой, а с остальными еще раз вернулся за данью в древлянскую столицу. Потерявшие терпение древляне решили: «Если повадится волк по овцы, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Малочисленная дружина не смогла защитить Игоря, и он был убит. Ольга Равноапостальная.В истории России есть несколько прекрасных женских имен. Одно из них — великая княгиня киевская Ольга, которую летописцы называли хитрой, церковь считает святой, а историки — мудрой. Святослав.Сын Ольги и Игоря Святослав (957-972) - киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и "гневался на мать", когда она убеждала его креститься. Владимир Великий.Владимир Святославич (980-1015) – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Святополк Владимирович (Окаянный).Святополк I Владимирович, называемый в летописи Окаянным - сын Владимира Святого от вдовы брата его Ярополка, родился около 980 г. Отец посадил его в Турове и около 1013 г. женил на дочери польского короля Болеслава. Ярослав Мудрый
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |