II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА
11. Сигнал
Разминка направлена на развитие внимания, чувства ритма, дает мотивацию на командный стиль в работе. Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль ведущего. Для начала тренер предлагает группе рассчитаться по порядку. «Итак, сейчас мы все — сотрудники секретной службы. Наша задача — передать сигнал по рации от одного к другому так, чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся. Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер, на второй — номер того, кому передаем сигнал, например: «Первый — пятому». Пятый подхватывает эстафету: «Пятый — одиннадцатому» и так далее. Служба теряет того из сотрудников, кто замешкался или ошибся. Этот участник выходит из круга. Номера, выбывшие или несуществующие, называть нельзя». Тренер задает темп разминки, постепенно ускоряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока участники не станут передавать «сигнал» без ошибок. -33- До десяти
Разминка направлена на развитие скорости реакции и концентрации внимания. «Станьте, пожалуйста, все в круг. Я буду ведущим». Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он останавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти. «Тот, на кого я указываю, должен показать на пальцах названное мной число. Те, кто стоит справа, показывают по очереди, также на пальцах, остальные числа до десяти по возрастающей. Тот, кто ошибется или замешкается, становится ведущим». Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя участников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть. -35- Мячики
Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и внимание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тренингов. Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги). «Наша задача — перебрасывать друг другу мячики таким образом, чтобы ни один мячик не упал на пол. Готовы? Начали». Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция. «Каждый из вас должен запомнить двух человек: того, от кого он получает мяч, и того, кому бросает. Давайте подумаем: как сделать, чтобы участвовали все?» Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений). «Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке. Но бросать мячи вы должны тем же людям, что и в прошлый раз». Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже запомнили, кому они перебрасывают и от кого получают мячики. -37- Сделай другу подарок
Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться. «Посмотрите на своего соседа справа и подумайте, что вы ему подарите. Дарить можно что угодно: от телевизора до огромного счастья. Когда придумаете, не произносите вслух». Убедитесь, что все участники определились с подарками. «А теперь подарите свои подарки тем, кому они предназначены, но это надо сделать без слов, молча. Если ваш оппонент догадался, что вы ему дарите, значит, он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом: «Ва-у»!» Тренер должен сам задать «формат» ответной реакции: либо это эмоциональный возглас, либо какое-то физическое движение. Поменяйтесь
Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания. Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) убирает свой стул. «Поменяйтесь местами те, у кого....» Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке. «Те из вас, у кого есть этот предмет, должны поменяться местами. Ведущий должен успеть сесть на свободный стул, а кому стул не достался, становится ведущим. Если у вас есть указанный предмет, вы обязаны пересесть на другое место. Новый ведущий повторяет: «Поменяйтесь местами те, у кого...» В этой разминке задействованы абсолютно все члены команды. Для поддержания активности участников, если ведущий начинает теряться, тренер может подсказывать ему: «Кто утром чистил зубы», «У кого есть дети» и т. п. -41 - Землетрясение
Веселая, динамичная разминка. Тренер делит участников на группы по три человека. «Двое участников изображают «домики», при этом они встают лицом друг к другу и держатся за руки. Третий участник становится между двумя первыми, изображая „жильца"». Ведущий остается «бездомным». Он начинает игру, но при этом является полноправным участником. По команде ведущего «Домики ищут жильцов» все «домики», не расцепляя рук, оставляют своих «жильцов» и ищут новых. «Жильцы» при этом остаются на месте. По команде «Жильцы ищут домики» все «жильцы» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» при этом остаются на месте. Если же от ведущего поступила команда «Землетрясение», то все покидают свои места: «жильцы» ищут себе новые «домики», а «домики» ищут новых жильцов. «Жилец», оставшийся без «домика», становится ведущим». Разминка не имеет ограничения по времени и заканчивается тогда, когда сочтет нужным тренер. -43- Тыр-тыр, пулемет
При правильном применении эта разминка может иметь колоссальный успех. Ее вполне уместно использовать в «продвинутой» аудитории. Особенно в послеобеденное время для снятия усталости и в качестве «будильника». К новичкам такую разминку следует применять осторожно, с оглядкой и не ранее второго дня тренинга. «Задача предстоит несложная. Необходимо громко, хором произнести детский стишок времен первой половины двадцатого века, сопровождая каждую строчку определенными движениями. Произносить нужно по слогам: ТЫР-ТЫР, ПУ-ЛЕ-МЕТ (сжатые кулаки выставить вперед, в такт стихам «строчить» из воображаемого «максима»), ВЫ-ШЕ КРЫ-ШИ СА-МО-ЛЕТ (руки прямые, в стороны, вращать вперед, изображая «кукурузник» на вираже). БАЦ! АР-ТИЛ-ЛЕ-РИ-Я (удар с размаху кулаком по собственной ладони)! СКА-ЧЕТ КА-ВА-ЛЕ-РИ-Я (прыгать на месте, при этом повернуться вокруг своей оси и махать воображаемой саблей)!» Первый раз тренер инсценирует стишок сам, затем повторяет его с участниками. Можно повторить несколько раз подряд, ускоряя темп. -45- Угадай мелодию
Эта разминка отлично концентрирует внимание всей группы. Кроме того, невовлеченным не останется ни один участник. Тренер начинает в качестве ведущего. «Сейчас я буду, используя только жесты и мимику, не издавая ни единого звука, показывать вам куплет и (или) припев какой-нибудь известной песни. Ваша задача догадаться, о какой песне идет речь». Усложняем задачу: нужно не просто догадаться, а воспроизвести именно тот фрагмент, который продемонстрировал ведущий. Участники сначала угадывают отдельные слова, затем фразы и т. д. Ведущий, опять лишь жестами и мимикой, объясняет участникам, насколько успешны они в своих догадках. Снова заговорить ведущий имеет право только после того, как кто-нибудь из участников первым справится с задачей. Угадавший мелодию сам становится ведущим. -47- Интервью
Эту разминку можно использовать и в качестве самостоятельного упражнения. Она помогает освоить открытые и закрытые вопросы. Также повышает активность участников и концентрацию их внимания, позволяет обрести умение быстро перестраиваться в зависимости от обстановки. Участники садятся в круг, в середину — «журналист». «Журналист задает любому участнику открытые или закрытые вопросы. Но тот участник, которому они адресованы, должен молчать. Отвечать на них будут соседи слева или справа, в зависимости от типа вопроса (это устанавливает тренер). Кто ошибется или растеряется, сам становится журналистом». Тренеру необходимо следить за корректностью вопросов и тем, правильно ли отвечают участники. Также при необходимости он может корректировать формулировку вопросов. -49- Однажды в автобусе
Подвижная и веселая разминка. Может применяться в любой части тренинга или после обеда. Способствует повышению групповой динамики. Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги. «Внутренний круг —это «билетики», а наружный — «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник». Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца». «По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"». Игру можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча. -51 - Имитатор
Упражнение направлено на развитие групповой сплоченности, проводится только с «разогретой» группой. «Ваша задача — всем одновременно произнести (сымитировать) звук, похожий на: Кипящий чайник. Пылесос. Скрипучую дверь. Тормозящую машину. Сирену машины «скорой помощи». Потрескивание дров в камине. Заколачивание гвоздя в стену. Жужжание электрической бритвы. Барабанящий по крыше дождь и т. д.» Первоначально можно разрешить группе выделить лидера, который будет подавать сигнал к старту. Усложнением может быть требование начинать имитирование всем одновременно, не давая возможности выделиться лидеру. -53- Гражданская оборона
Разминка для объедения участников, способствует снятию агрессии, сплочению коллектива. Ее рекомендуется использовать, когда группа находится в «разогретом» состоянии. Участники прогуливаются по помещению. Тренер выкрикивает фразу: «„Внимание! На нас напали пещерные львы (голодные волки, пираты, угрызения совести, противная икота и т. п.) ". После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину женщин (маленьких ростом, блондинов и т. д.) и сказать хором: „Дадим отпор... (пещерным львам, пиратам и т. п.)". Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается». Чем более творчески участники относятся к этому упражнению, тем интересней и азартней оно получается. Можно порекомендовать членам группы применять жестикуляцию и выражать максимум эмоций. -55- Четыре стихии
Разминка помогает активизировать участников в новом коллективе и настроить их на работу. «Существует четыре стихии: воздух, земля, вода, огонь. Я бросаю мячик кому-то из вас и называю при этом одну из четырех стихий: воздух, земля, вода, огонь. Как только мяч пойман, я начинаю счет до трех. Ваша задача — успеть, пока идет счет, ответить: на слово «воздух» — названием птицы или насекомого; на слово «земля» — названием какого-нибудь зверя, который живет на суше; на слово «вода» — названием рыбы или морского животного; на слово «огонь» отвечать ничего не надо, нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши». Повторять слова нельзя. Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры. -57- Рыбы, звери, птицы
Упражнение требует внимательности и сосредоточенности участников. Разминка выполняется, сидя в кругу или полукругом. «Я, указывая на каждого из вас поочередно, произношу: «Рыбы... звери... птицы... рыбы... звери... птицы». Если я кому-то не по очереди скажу «Звери!», тот должен в течение трех секунд откликнуться и назвать какое-нибудь животное. Будьте внимательны: вновь называть уже названное слово нельзя. Кто повторился или задержался с ответом, сам становится ведущим, а я займу его место». Как вариант можно при произношении слова «звери» бросать мячик тому, для кого оно предназначено. Продолжительность зависит от интереса участников или от того момента, когда перечислят всех зверей. -59- Змейка
Веселая и подвижная разминка. Желательно проводить ее после перерыва или обеда. «Прошу участников стать в шеренгу друг за другом в центре помещения. Положите свои руки на плечи впереди стоящего. Теперь представьте, что вы — одна большая змейка. Участник, стоящий впереди, — это голова, а последний — это хвост. Задача головы — поймать свой хвост. А задача хвоста — избежать захвата головы. Если голове удается поймать свой хвост, змейка становится короче, то есть этот участник выбывает из игры, а хвостом становится стоящий перед ним». Через несколько минут, в зависимости от результата, тренер может предложить участникам самим, по желанию, выбрать роли «головы» и «хвоста». -61-
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |