Полномочия органов внутренних дел как субъектов налогового
контроля определены в главе 6 Налогового кодекса РФ. Они за- ключаются в проведении с налоговыми органами выездных на- 6. Правовой статус органов налогового контроля
логовых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к уча- стию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов. При выявлении обстоятельств, требующих совершения на- логово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десяти- дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Для реализации налогово-контрольных полномочий в структу- служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). ФСЭНП является самостоятельным структурным подразделе- нием центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и составляет единую систему специализированных правоохрани- тельных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства. ФСЭНП преобразована из существовавшей ранее (до 1 июля 2003 г.) Федеральной службы налоговой полиции и осуществля- ет все функции упраздненной Службы по выявлению, преду- преждению и пресечению налоговых преступлений и правона- рушений1. В Российской Федерации налоговая полиция первоначально (с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управ- ления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ2. Почти одновременно управление налоговых рассле- дований было отнесено к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности3. Самостоятельным государственным органом нало- говая полиция стала после принятия 24 июня 1993 г. Верховным Советом РФ Закона РФ «О федеральных органах налоговой по-
1 Указ Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управле- ния в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099. 2 Указ Президента РФ «О создании Главного управления налоговых расследова- ний при Государственной налоговой службе РФ» от 18 марта 1992 г. 3 Закон РФ «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 2 июля 1992 г., Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», Уголов- ный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1992. 14 августа. 154 Общая часть
лиции». В соответствии с названным Законом Главное управле- ние налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ было преобразовано в правоохранительный орган го- сударства на правах комитета Российской Федерации — Департа- мент налоговой полиции РФ. 27 декабря 1995 г. Департамент на- логовой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ1, которая в дополнение к имеющимся полномочиям приобрела право осуществлять предварительное следствие и проводить судебно-экономические и связанные с ис- следованием документов криминалистические экспертизы. Согласно Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. № 867 (ныне утратил силу)2руководство деятельностью Федеральной служ- бы налоговой полиции осуществлял Президент РФ. В настоя- щее время ФСЭНП возглавляет заместитель министра внут- ренних дел РФ. Включение ФСЭНП в структуру исполнительной ветви власти федерального уровня означает централизацию, иерархию, единст- во системы организации ее территориальных органов, а также определенную независимость от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Организация самостоятельной правоохранительной структуры, специализирующейся на деятельности в налоговой сфере, явилась ответом российского государства на скачок в начале 1990-х гг. умышленных нарушений налогового законодательства. Многие нарушения налогового законодательства стали приобретать боль- шую общественную опасность, что объективно обусловило появ- ление уголовной ответственности за подобные преступления. В большинстве стран мира налоговые преступления относятся к категории тяжких и сурово караются. Одновременно следует учи- тывать, что развитие фискальной деятельности государства спо- собствует и возникновению коррупции в налоговых органах. Однако наличие в правоохранительной системе государства органов налоговой полиции свидетельствует не только об акти- визации правонарушений, посягающих на публичные фискаль-
1 См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Рос- сийской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” и Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР”» от 15 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973. 2 СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168. 6. Правовой статус органов налогового контроля
ные интересы. Налоговая полиция является неотъемлемым ат- рибутом демократических государств с рыночной экономикой, поскольку развитие экономических отношений влечет увеличе- ние налоговых отношений, их субъектов и объектов, разветв- ленность форм и методов государственного регулирования нало- гообложения, усложнение законодательства о налогах и сборах и т.д. При либеральной (или относительно свободной) форме экономических отношений также имеют характерные особен- ности способы защиты прав субъектов налоговых правоотно- шений. В складывающихся условиях правоохранительные ор- ганы «общей юрисдикции» не всегда могут учесть специфику налоговых отношений, осуществить производство и рассмотре- ние дел о налоговых правонарушениях в соответствии не толь- ко с уголовными, но и гражданскими, а также административ- ными правовыми нормами. Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа означает наличие в ее компетенции характерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в то же время ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов. Полномочиям Службы свойственна узкая специализа- ция в сфере налоговых правоотношений. ФСЭНП реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. В деятельности налоговых органов отсутствует постоянное или систематическое воздействие на иных участников налоговых от- ношений. Юридическим фактом, на основании которого нало- говая полиция вступает в налоговые правоотношения, как пра- вило, является нарушение законодательства о налогах и сборах или угроза его нарушения. В отдельных случаях органы ФСЭНП наделяются или фактически реализуют права налоговых агентов. ФСЭНП отличается и от налоговых органов. Налоговые ор- ганы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, опе- ративно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонарушения и преступления. Правовые основы деятельности ФСЭНП установлены Консти- туцией РФ, НК РФ, Положением о Федеральной службе по эко- номическим и налоговым преступлениям Министерства внутрен- них дел, утвержденным приказом МВД России от 1 июля 2003 г. № 536, иными законодательными и подзаконными нормативны- ми актами. Также в своей деятельности ФСЭНП руководствуется 156 Общая часть
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. До внесения соответст- вующих изменений и дополнений в действующее законодательст- во регулирование отдельных элементов компетенции налоговых органов осуществляется и в соответствии с постановлениями и определениями Конституционного Суда РФ. Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельность Уголовного ко- декса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса РФ об административных нарушениях, Федерального закона «Об опе- ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. ФСЭНП обеспечивает полномочия Министерства внутрен- них дел РФ по борьбе с преступлениями в налоговой сфере не- посредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, глав- ные управления, управления внутренних дел субъектов РФ. Деятельность ФСЭНП строится в соответствии со следую- щими принципами: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на осно- ве использования научных рекомендаций и передового опыта; планирования; сочетания единоначалия при принятии решений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиаль- ности при их обсуждении; персональной ответственности каж- дого сотрудника и работника за выполнение своих обязанностей и выполнение отдельных поручений. В пределах своей компетенции ФСЭНП обеспечивает взаимо- действие МВД России с другими федеральными органами государ- ственной власти, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами государственной власти субъ- ектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, международ- ными организациями, правоохранительными органами иностран- ных государств. Отнесение ФСЭНП к правоохранительной системе предопре- деляет основную задачу ее деятельности — выявление, предупреж- дение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных иных преступлениях органы налоговой полиции 6. Правовой статус органов налогового контроля
обязаны проинформировать соответствующие правоохранитель- ные органы. Кроме названной, задачами ФСЭНП являются: подготовка предложений по основным направлениям го- сударственной политики по борьбе с налоговыми преступ- лениями и правонарушениями; организация выявления, предупреждения, пресечения и рас- крытия налоговых преступлений; организация и проведение профилактических и оператив- но-розыскных мероприятий по защите всех форм собствен- ности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности; координация и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и нало- говым преступлениям; совершенствование нормативно-правовой основы деятель- ности подразделений по экономическим и налоговым пре- ступлениям и организация исполнения органами внутрен- них дел законодательства по вопросам борьбы с преступ- лениями в экономической и налоговой сферах; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от проти- воправных посягательств при исполнении служебных обя- занностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в на- логовых органах. Реализация поставленных перед ФСЭНП задач обусловлива- ет наделение этого органа следующими основными функциями: разработка предложений по основным направлениям дея- тельности органов МВД по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение в пределах полномочий органов МВД получе- ния, обработки и комплексного анализа информации о со- стоянии преступности в сфере налогообложения, разработ- ка на основе прогнозирования социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложений по пре- дупреждению и пресечению налоговых преступлений; разработка и осуществление мер по обеспечению защиты законных экономических интересов физических и юриди- ческих лиц, общества и государства; 158 Общая часть участие в разработке и реализации государственных про- грамм обеспечения экономической безопасности Россий- ской Федерации; организация и осуществление оперативно-розыскной дея- тельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений; организация и контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налого- вым преступлениям по выполнению возложенных на них задач; координация деятельности органов внутренних дел, глав- ных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупре- ждению, пресечению и раскрытию экономических и нало- говых преступлений; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выяв- лению и перекрытию каналов финансирования и поступ- ления материально-технической помощи незаконным воо- руженным формированиям, организациям и лицам, зани- мающимся террористической деятельностью; организация и непосредственное проведение работы по вы- явлению хозяйствующих субъектов, подконтрольных органи- зованным группам и преступным сообществам (преступным организациям); осуществление оперативно-розыскных ме- роприятий по пресечению их преступной деятельности во взаимодействии с подразделениями по борьбе с организо- ванной преступностью, правоохранительными и контро- лирующими органами; разработка и реализация во взаимодействии с другими фе- деральными органами исполнительной власти и подразде- лениями МВД России мер по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере налогообложения; обобщение и анализ практики применения подразделения- ми законодательства в сфере защиты законных экономиче- ских интересов физических и юридических лиц, общества и государства; оказание методической помощи подразделениям Службы общественной безопасности МВД России в организации деятельности милиции общественной безопасности по вы- явлению, предупреждению, пресечению и раскрытию пре- 6. Правовой статус органов налогового контроля
ступлений в сфере экономики, по которым обязательно проведение предварительного следствия; взаимодействие и проведение консультаций с российски- ми и зарубежными общественными организациями, пра- воохранительными органами иностранных государств по вопросам правоохранительной деятельности в экономиче- ской и налоговой сферах; взаимодействие со средствами массовой информации при освещении проблем борьбы с налоговой преступностью; формирование и ведение оперативно-справочного учета, информационных систем и банков данных, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности в на- логовой сфере; разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также участие в разработке проектов международных договоров Россий- ской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями. Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и функций обеспечивается предоставлением широкого набора прав: проводить в соответствии с законодательством оператив- но-розыскные мероприятия в целях выявления, предупре- ждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налого- обложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению ФСЭНП, а также обеспечения собственной безопасности; пользоваться при исполнении служебных обязанностей пра- вами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные — после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по их результатам; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного меся- ца в случаях непредставления документов, связанных с ис- числением и уплатой налогов. Приостановление операций по счету распространяется только на расходные операции проверяемого субъекта, приходные операции по проверяе- 160 Общая часть
мому счету банк вправе осуществлять без ограничений. При наличии у проверяемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП вправе приостановить расходные операции по всем из них. Решение о приостановлении операций по счету обязательно для выполнения обслуживающим бан- ком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полно- мочий налоговых органов) распространяется и на банков- ские счета физических лиц; беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их1; выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обяза- тельных платежей, представления отчетной и иной доку- ментации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходи- мости — восстановления бухгалтерского учета за счет соб- ственных средств налогоплательщика, контролировать вы- полнение этих требований; проверять у граждан и должностных лиц документы, удо- стоверяющие личность, если имеются достаточные основа- ния подозревать их в совершении преступления или адми- нистративного правонарушения;
1 О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для инди- видуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган ФСЭНП уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения. Для этого сотрудники ФСЭНП должны располагать достаточ- ными данными об осуществлении в этом помещении индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности. Проникновение в жилое помещение без наличия достаточных объективных данных об использовании данного поме- щения в предпринимательских целях или для индивидуальной трудовой дея- тельности является квалифицирующим признаком должностного правонаруше- ния сотрудников ФСЭНП и влечет негативные последствия, предусмотренные законодательством (ст. 285 и 286 УК РФ). 6. Правовой статус органов налогового контроля вызывать в целях получения объяснений, справок, сведений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции ФСЭНП; получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специаль- ный порядок получения такой информации. Полученная Федеральной службой информация используется исключи- тельно в служебных целях и разглашению не подлежит; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприяти- ям, учреждениям и организациям или общественным объе- динениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных ор- ганизаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении. По требованию владельцев средств связи и транспортных средств органы ФСЭНП возмещают убытки и расходы, понесен- ные владельцами в этих случаях. Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечива- ется мерами административной ответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицами предпри- ятий, учреждений и организаций независимо от форм собствен- ности, физическими лицами прав сотрудников ФСЭНП влечет за собой наложение штрафа в размере до стократного установ- ленного законом минимального размера оплаты труда. Законодательством установлены две группы правовых гаран- тий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой груп- пе относится императивность выполнения законных требований сотрудника ФСЭНП. Вторая группа гарантий заключается в за- прете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП. Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из возложенных на нее государством задач и соотносятся с обязан- ностями фискально обязанных лиц. Таким образом, при испол- нении служебных обязанностей сотрудник ФСЭНП является представителем государственной власти и находится под защи- той государства. 162 Общая часть
Требования сотрудника ФСЭНП, адресованные иным участ- никам налоговых отношений, должны соответствовать закону как по форме, так и по содержанию. Законные требования со- трудника ФСЭНП обязательны для выполнения фискально обя- занными лицами, их представителями, иными физическими ли- цами (в том числе иностранцами и лицами без гражданства), а также должностными лицами. Требования сотрудника ФСЭНП должны быть выполнены незамедлительно, если законодатель- ством не установлен определенный срок или из смысла самого требования не следует, что требуется наличие определенного времени для его осуществления. Правовыми последствиями невыполнения законных требо- ваний сотрудника ФСЭНП, а также правовыми последствиями осуществления действий, препятствующих сотруднику ФСЭНП исполнять возложенные на него обязанности, являются: применение по отношению к правонарушителю физической силы, специальных средств или табельного огнестрельного оружия; привлечение правонарушителя к ответственности в уста- новленном законодательством порядке. Применение сотрудниками ФСЭНП физической силы, спе- циальных средств или табельного огнестрельного оружия должно осуществляться на основании законодательных норм, в частности ст. 37—39 УК РФ и ст. 13—16 и 24 Закона РФ «О милиции». За моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специальных средств или табельного огнестрельного оружия, сотрудники ФСЭНП ответственности не несут. При этом следует учитывать, что ответственность сотрудников ФСЭНП исключается только в случае соразмерности причиненного вреда силе оказываемого противодействия. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП обеспечена со стороны государства запретом кому-либо, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, препятство- вать исполнению сотрудниками ФСЭНП служебных обязанно- стей. Воспрепятствование исполнению сотрудником ФСЭНП сво- их служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоин- ства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением им слу- 6. Правовой статус органов налогового контроля
жебной деятельности влекут за собой ответственность, преду- смотренную действующим законодательством. Деятельность ФСЭНП подконтрольна непосредственно мини- стру внутренних дел РФ, а функции по координации ее деятель- ности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел — начальник Службы криминальной милиции. Надзор за законностью деятельности ФСЭНП осуществляет прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону «О прокура- туре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) предметом прокурорского надзо- ра за деятельностью ФСЭНП является соблюдение прав и сво- бод человека и гражданина, установленного порядка разреше- ния заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприя- тий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ФСЭНП. Финансирование расходов ФСЭНП осуществляется из феде- рального бюджета Российской Федерации. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, при- чиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомер- ных действий (решений) или бездействия, а равно неправомер- ных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служеб- ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам при про- ведении контрольных мероприятий убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответ- ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сущность налоговой обязанности
7.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
Налоговая обязанность представляет одну из важнейших катего- рий налогового права, относительно которой складывается боль- шинство налоговых правоотношений. Налоговый кодекс РФ рассматривает налоговую обязанность в качестве модели, некоего образца правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Вместе с тем зако- нодательное закрепление состава юридических фактов, лежащих в основе возникновения, изменения и прекращения обязанно- сти по уплате налога (сбора), а также механизма исполнения данной обязанности, придает налогообложению «прозрачность», позволяющую обязанным лицам четко видеть границы своего правового статуса в имущественных отношениях с государством. В отличие от Закона РФ об основах налоговой системы На- логовый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанно- стей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу. Тем самым законодатель учел недостатки предыдущих нормативных актов и дал возможность рассматривать налоговую обязанность в двух аспектах: широком и узком. Налоговая обязанность в широком аспекте включает ком- плекс мер должного поведения налогоплательщика, определен- ных ст. 23 НК РФ. Налоговая обязанность в узком аспекте представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и представляет со- бой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязан- ностям налогоплательщика и определяет развитие иных налого- вых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности 7. Сущность налоговой обязанности
по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в со- ответствующий бюджет и т.д. Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уп- лате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным ор- ганом государства. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменя- ется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах. Данное положение имеет два значения. Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязан- ности закрепляет принцип дозволенного поведения. Налоговый кодекс РФ закрепляет расширительный подход к рамкам поведе- ния налогоплательщика, согласно которому законными считаются только действия, прямо предписанные законодательством о на- логах и сборах. Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии соблю- дения его прав со стороны налоговых органов, поскольку основа- ния возникновения, изменения и прекращения налоговых обязан- ностей выступают объектом налогового контроля. Следовательно, налоговые органы могут контролировать какие-либо действия только в пределах дозволенного налоговым законодательством. Первичным элементом налоговой обязанности является мо- мент, с которого данная обязанность начинает существовать. На- логовое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уп- лату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязан- ность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному. Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, ис- числяется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следова- 166 Общая часть
тельно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. Не являются основаниями возникновения нало- говой обязанности финансово-хозяйственная деятельность нало- гоплательщика или даже сам объект налогообложения. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объ- екта налогообложения выступают основаниями для возникнове- ния обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока еще не по ее уплате. Уплате будет подлежать сумма, ос- тавшаяся от объекта налогообложения после применения необ- ходимых вычетов и налоговых льгот. Относительно некоторых налогов юридический факт, лежа- щий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы на- лога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся на- лог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (слож- ного юридического факта), составными частями которого вы- ступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона. Исполнение налоговой обязанности четко определено вре- менными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавли- ваются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установ- ленным Налоговым кодексом РФ. При уплате налогов со слож- ным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность воз- никает не ранее даты получения налогового уведомления. На- рушение срока уплаты налога влечет начисление пени. Срок уплаты налога является одним из обязательных элемен- тов закона о налоге и должен быть определен по каждому нало- гу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех 7. Сущность налоговой обязанности
налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом. Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности является наступление одного из следую- щих обстоятельств: уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла- тельщиком сбора; смерть физического лица — налогоплательщика или при- знание его умершим в установленном порядке. Задолжен- ность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стои- мости наследственного имущества, в порядке, установлен- ном гражданским законодательством РФ для оплаты на- следниками долгов наследодателя; ликвидация организации-налогоплательщика после прове- дения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюд- жетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ; ɨ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |