Тема 7. Организационные структуры управления
Содержание занятия Опрос Конкретная ситуация Практикующее упражнение№1 Домашнее задание
Вопросы:
1) Раскройте сущность территориального подхода к управлению, покажите его отрицательные и положительные моменты. 2) Раскройте сущность отраслевого подхода к управлению, покажите его отрицательные и положительные моменты. 3) Как вы думаете, почему попытки внедрения программ пытавшихся соединить отраслевой и территориальный подход (Труд, Качество и др.) не увенчались успехом? 4) В чем сущность системного подхода к управлению? 5) Какова роль системного подхода в совершенствовании организационной структуры? 6) Как вы думаете, что нужно сделать для совершенствования организационной структуры управления промышленным предприятием? Практикующее упражнение №1 Задание: Изобразите в виде схемы организационную структуру туристского автотранспортного предприятия, если в его состав входят: директор АТП, бухгалтерия, инспектор по кадрам, главный инженер, коммерческий директор, зам. директора по безопасности, зам. директора по МТС, тех. служба, служба маркетинга, инструкторы по безопасности движения, отдел снабжения, служба плановых ремонтов, служба формирования бизнес -программ, водители-наставники, агенты по снабжению, служба выпуска автобусов, инвестиционная служба, класс по безопасности движения, группа по обслуживанию оргтехники, водители, финансовый отдел, медсанчасть, вспомогательные службы. Конкретная ситуация
Крым – курорт.
Туризм во всем мире - одна из самых высокодоходных, активно развивающихся отраслей. Страны, грамотно использующие рекреационный ресурс, имеют не только постоянно растущий источник валютных поступлений, но и за счет миллионов привлеченных туристов активно развивают инфраструктуру, создают дополнительные рабочие места, повышают благополучие граждан. Если же посмотреть на состояние курортов Крыма и Украины, нам до этого очень далеко. Единой стратегии в развитии отрасли, четких приоритетов, обоснованных программ нет. Государственная политика подменяется «пожеланиями всего наилучшего и в наибольших количествах». Не иначе как благими пожеланиями руководствовались разработчики бюджета на 1999 год, повышая ставки на землю. И это тогда, когда большинство здравниц в аварийном порядке снижают стоимость путевок и услуг в полтора-два раза, чтобы как-то спасти сезон. Средний уровень рентабельности по отрасли в 1998 году составил 9 процентов, что ниже на 2,3 процента показателей 1997-го. Будет неудивительно, если в 1999-м отрасль даст еще более низкие показатели или перейдет в разряд убыточных.
Стоит ли удивляться, что в те времена, когда путевки не продавались, а распределялись, у нас сформировалось потребительское отношение к курорту. Доходило до того, что людям навязывали «горящие» путевки. Такое положение в конце 80-х породило лозунг: «Даешь 10 миллионов отдыхающих в Крыму!» Перед руководителями не стоял вопрос, как заполнить здравницу. Задача сводилась к тому, чтобы выбить дополнительные средства для расширения штатов, увеличения фонда оплаты труда. А если учесть, что благополучие коллектива практически не зависело от конечного результата хозяйствования, то увеличение потока отдыхающих превращалось лишь в дополнительную головную боль для руководителей. Так сформировалась психология «одного дня», когда мало кто задумывался о перспективах, меняющихся приоритетах курортной сферы. В качестве примера можно привести типичный случай из жизни Судакского региона. В 1990 году горисполком предложил местным здравницам объединить усилия для рекламы и реализации путевок в межсезонье. Однако это дельное предложение никого не заинтересовало: загрузка и план обеспечивались еще «автоматически». Но с середины 90-х отлаженная система стала рушиться, и многие здравницы стремительно покатились вниз. Отсутствие дотаций, финансовых вливаний со стороны ведомств, министерств, предприятий привело к тому, что прекратилось обновление основных фондов. К удивлению многих руководителей эта задача легла на плечи самих здравниц. 1994, 1995 годы следует считать переломными для курортной отрасли. С этого времени начинается осознание того, что отрасль не может нас прокормить, если в неё не вкладывать деньги. И даже предпринимаются попытки анализировать, почему у нас убыточно то, что приносит прибыль другим. Правда, процесс этот довольно болезненный, что ощущается на всех уровнях - от руководителей на местах до руководства автономии и общеукраинского. Трудно расставаться с заблуждением, что курорт - бюджетный донор. Казалось, его можно бесконечно доить, ничего не вкладывая взамен. Но шаг за шагом начинает формироваться новая стратегия развития рекреационных регионов. На уровне Украины - это работа над законом «О курортах». На местном - поиски альтернативных путей развития курортных территорий. Разработка этой стратегии и ее реализация возложены на Министерство курортов и туризма. Но далеко не все в силах одного министерства, если его действия не подкреплены правовой базой и инициативами государства. Почему мелеет поток российских отдыхающих? Не только из-за наших высоких цен и низкого уровня обслуживания. Главная причина в грамотной опережающей политике российского руководства по отношению к собственному курорту. Сюда можно отнести запрет оплаты за счет профсоюза и соцстраха зарубежных путевок (в том числе украинских), закон о статусе Сочинского курорта, ряд нормативных актов по снижению налогового давления на курорты. И эффектно-рекламное решение о 50-процентной скидке на транспорт для поездки на отдых родителей с детьми по путевке. Вот что поворачивает поток туристов именно в российские здравницы. Ну и, конечно, существенно то, что цены там значительно ниже, чем на крымских курортах. О таких действенных рычагах со стороны украинского правительства мы можем только мечтать. У нас идет обратный процесс, нацеленный на отпугивание туристов. С октября 1997 года введен налог на добавленную стоимость с путевки, в результате чего она «потяжелела» на 16 процентов. Все наши курортные районы попали в разряд пограничных. Следовательно, имеем дело с новыми запретами и кордонами, а кому охота связываться с ними на отдыхе? Вряд ли кто-то в Кабмине Украины предвидел, к каким убыткам для бюджета Крыма, да и Украины в целом, приведут эти решения. Каждое очередное решение вставляет курорту новые палки в колеса. Известно, например, что отныне 10 процентов амортизационных отчислений будут взиматься для «финансирования мероприятий структурной перестройки базовых отраслей национальной экономики». Но курорт и есть базовая отрасль для Крыма. Новое решение незамедлительно ударит по крупным здравницам. Небольшие предприятия оказываются в более выигрышной ситуации. Крупные же, имеющие на балансе не только производственные, но и социальные фонды, абсолютно беззащитны. Наше государство может стать Меккой для туристов, а наш крымский регион - базой для лечения практически всех видов заболеваний. И можно только удивляться тому, что при всех возможностях Украина не встала в один ряд с такими грандами в туристической отрасли, как Франция, Испания, Греция. Удивляться будем до тех пор, пока позволяем себе пренебрежительно относиться к проблемам отрасли на государственном уровне. Убыточность сельского хозяйства заставляет правительство изыскивать миллиарды гривен на его поддержку. А туристско-экскурсионная отрасль без особых вливаний, путем лишь организационных мер и снятия ряда барьеров могла бы дать скорую ощутимую отдачу. От благополучия отрасли зависят целые регионы, сотни тысяч проживающих в них людей. Следовательно, решение ее проблем - вопрос не только экономический, но и политический. Налицо некоторые попытки со стороны президента дать толчок развитию рекреации с помощью свободных экономических зон в Крыму и на Карпатах. Но с точки экономического роста - это лишь проекты выживания небольших территорий. Проблему же необходимо решать в комплексе. Крымские здравницы функционируют не более 3-4 месяцев в году. А плата за землю взимается круглогодично. Те небольшие деньги, которые предприятие зарабатывает в курортный сезон, уходят за долги. Перенос основной налоговой тяжести на сезон и льготное налогообложение в остальной период могли бы существенно помочь отрасли, Есть и другая проблема крымской рекреации - проблема собственности. На небольшой территории можно столкнуться с частным пансионатом, базой отдыха шахты, домом отдыха министерства или ведомства, здравницами разных территориальных образований и государств. Отдельные предприимчивые граждане умудряются приторговывать отдыхом даже на базе общежитии, школ, а то и детских садов. 67 здравниц, расположенных на нашей территории, принадлежат министерствам и ведомствам Украины. У Кабинета министров и Фонда имущества Украины отсутствует какая-либо позиция в вопросах приватизации. Это, с одной стороны, приводит к разбазариванию имущества, а с другой - порождает систему, при которой на аренде и перепродаже путевок кое-кто делает себе состояние. Турист едет туда, где его ждут. И куда ему легче добраться. Европейский уровень предоставляемых услуг - это сервис во всем объеме: от четкого расписания движения поездов и выполнения полетов до возможности гарантированного заказа билетов и комфортности передвижения. Привлекательность курорта зависит и от таких «мелочей», как возможность свободно воспользоваться магнитными банковскими системами, мобильным телефоном, электронной почтой, факсом. Но если современный уровень технической оснащенности еще не по плечу каждой здравнице, то только от нее зависит, как отдыхающего встретят, накормят, как организуют его досуг. Еще мало у нас учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли. Довольный турист - это сытый турист. А в этом много проблем. Доходит до того, что полтавская или черкасская картошка не находят сбыта, в то время как за валюту покупается турецкая. Но у всех ли есть валюта? Кормим отдыхающих заморскими окорочками, фруктами, соками, а свои сельхозпредприятия лежат на боку. Оборудование для столовых, ресторанов, баров ввозим также из-за рубежа. Нет приоритета поддержки своего производителя. Говоря о развитии крымского курорта, нельзя не остановиться на создании новых туров (круизных, автомобильных, пешеходных, конных, детских, этнических, экологических, образовательных); организации национальных парков и заповедников, технопарков, освоении новых районов рекреации. Усилий одного Крыма в этом направлении недостаточно. Необходима поддержка на уровне Украины.
Вопросы к КС: 1). Почему курортная отрасль Крыма не является высокоприбыльной, если этому благоприятствует климат и другие необходимые условия? 2). Может ли Крым составить конкуренцию иностранным лидерам в туристической отрасли? Чтобы вы сделали для этого? 3). Что нужно сделать для того, чтобы Крым стал привлекательным для туристов, а также иностранных инвесторов? 4). Подумайте, изменилось бы что-нибудь, если б курортная отрасль подчинялась напрямую Крыму , а не Киеву? 5) Какие меры необходимо предпринять для оздоровления отрасли на макроуровне? 6) Какие меры необходимо предпринять на уровне самих здравниц, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию? Домашнее задание
Изобразите иллюстративно организационную структуру управления: а) промышленного предприятия; б) торговой фирмы; в) предприятия сферы услуг. При этом необходимо учесть, что организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |