Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Большинство источников, в том числе и новый ФГОС дошкольного образования, трактуют понятие «развивающая среда» исключительно с точки зрения предметно-развивающей среды. Термин «предметно-развивающая среда» возник в активном педагогическом словаре в конце прошлого века. Под развивающей средой следует понимать «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика» [6, 90]. Такая среда подразумевает комплекс социальных, предметных и природных ресурсов обеспечения деятельности дошкольника и состоящая из ряда компонентов. Другими словами, развивающая предметно-пространственная среда детства является системой, «обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка» [10, 105]. Федеральные государственные требования согласуются с ФГОС в характеристике базовых требований к предметно-развивающей среде дошкольного учреждения, включающей следующие принципы: информативность, вариативность, полифункциональность, педагогическая целесообразность и видоизменяемость [19, 93]. В психологических исследованиях предметно-развивающая среда неотделима от понятия социальной ситуации развития, что подразумевает соответствие возрасту ребенка, его отношению к окружающей реальности. Исходя из этого, среда с точки зрения психологии — «условие творческого саморазвития личности ребенка» [13, 172]. Если сопоставить понятия предметно-развивающей среды с точки зрения психологии и педагогики, а также проанализировать требования к её созданию, обуславливающие реализацию базовой программы дошкольного учреждения, можно сделать вывод, что под предметно-развивающей средой следует понимать «систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика, исходя из требований основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» [11, 173]. Процесс трансформации содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Ведущее условие организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении — ее соответствие программе, применяющейся в детском саду, специфике педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Большинство ученых солидарны в том, что качество и эффективность воспитательно-образовательного процесса во многом обуславливается качеством организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей дошкольного возраста [19, 63]. Решение задач, которые ставит личностно-ориентированный подход в образовании, невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой базируется на определенных принципах: • необходима система развивающих игрушек и пособий для детей-дошкольников, соответствующая их возрастным особенностям; • требуется улучшение материально-технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно-развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ [8, 88]. Предметная среда оказывает существенное воздействие на ребенка непосредственно с первых минут его жизни. Необходимо, чтобы она стала развивающей, другими словами — обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Правильно сформированная среда создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При грамотной организации предметно-развивающей среды у ребенка формируется уверенность в себе, стимулируются проявления самостоятельности, творчества. В течение длительного периода времени ученые накапливали знания о предметно-развивающей среде, как ведущем условии эффективной работы с детьми дошкольного возраста. Такие исследователи и педагоги-практики, как Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и другие, говорили о важной роли среды, как компонента воспитательной системы [20, 63]. Следует помнить, что в процессе организации предметно-развивающей среды следует придерживаться определенных условий, обеспечивающих полноценное развитие и формирование личности ребенка: «учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста; многофункциональность предметно-развивающей среды; открытая, незамкнутая система функционирования; формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде» [6, 36]. Необходимо акцентировать внимание на том, что при организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, ключевым фактором можно назвать учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих собственную специфику. Так, для детей первой младшей группы необходимым условием является наличие свободного и большого пространства, где они смогут находиться в активном движении — лазании, катании. Детям второй младшей группы требуется развернутый центр для сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, так как дошкольники этого возраста стараются походить на взрослых, копируют их действия и поведение. В среднем дошкольном возрасте возникает стремление играть со сверстниками, создавать собственный мир игры, в старшей группе крайне важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. Кроме вышеперечисленного, в предметно-развивающей среде следует учитывать формирование психологических новообразований на различных возрастных этапах. Также важным условием можно назвать многофункциональность предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе следует организовывать уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды необходимо периодически обогащать и расширять с ориентацией на стимулирование интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Также в каждой группе следует создавать «специальные зоны для самостоятельной активной целенаправленной деятельности дошкольника, содержащие различные материалы для развивающих игр и занятий детей. Подобные групповые помещения должны отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки» [20, 162]. При организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения требуется учитывать ключевые параметры: • целеполагание, ориентирующее педагога детского сада на осознание развивающей среды как пространства, позволяющего оптимально осуществлять саморазвитие, самореализацию различных видов активности дошкольника; • анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность ребенка в ходе совместной с ним деятельности; • отбор методов и средств, способствующих моделированию специальных педагогических ситуаций, стимулирующих саморазвитие и развитие личности [14, 395]. Интегративным итогом названных параметров является организация развивающей образовательной среды, которая: • обуславливает духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников; • обеспечивает высокое качество образовательного процесса, его доступность, открытость и привлекательность для детей и взрослых, а также всего общества в целом; • гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей; • является комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим кадрам. При создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении требуется сложная, многоплановая и творческая работа всех сотрудников, так как нельзя организовать качественную среду только наличием разнообразных игрушек. Грамотно сформированная, эстетическая среда способствует появлению у дошкольников чувства радости, позитивного отношения к детскому саду, стремления находиться в нем; обогащает новыми впечатлениями и знаниями, стимулирует к активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста [17, 152]. Чтобы образовательное пространство выступало в роли развивающей образовательной среды в процессе взаимодействия составляющих его компонентов, ему необходимо иметь специфические свойства и функции, реализующиеся в ходе скрытой от глаз воспитанников поддержки педагога. Значение среды в развитии дошкольников можно рассмотреть на примере ее ведущих функций: организующей, воспитательной и развивающей. Задача организующей функции заключается в предоставлении дошкольнику разнообразного материала для его активного участия в различных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды являются базой для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, которая будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. Исходя из воспитательной функции, содержание и построение развивающей среды необходимо ориентировать на создание ситуаций, когда дошкольникам предстоит нравственный выбор: уступить или действовать в своих интересах, поделиться или взять самому, предложить помощь или не обратить внимание на сверстника. Другими словами, среда представляет своего рода центр, в котором формируется фундамент для сотрудничества, позитивных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция характеризуется тем, что содержание среды для каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого ребенка и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе. Можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда является движущей силой формирования и развития личности ребенка, а также характерных ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, личностных качеств каждого ребенка, помогает развитию индивидуальности дошкольника, стимулирует различные виды активности, создает положительный психологический климат в группе.
• Педагогический проект по созданию предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: • Актуальные проблемы воспитания и обучения/Под. ред К.С. Лебединской.— М.: Педагогика, 2010. • Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.—М.: ТЦ Сфера, 2013. • Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.- Киев: Радянська школа, 1982. • Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. -Минск, 1997 • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.— М: Мозаика-Синтез, 2008. • Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.—М.: Перспектива,2011. • Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте.—М.: Прогресс, 2009. • Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников.— М., 2013. • Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание.—2003.—№12. • Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста.— СПб, 2012. • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.— М.: ТЦ Сфера, 2006. • Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.— М.: Школьная Пресса, 2010. • Ивлева В.Е. Игровая деятельность дошкольников как проявления адаптации.— М.: Наука, 2012. • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.—М., 2007. • Кольцова В.Д. На стороне дошкольника.— М.: Перспектива, 2013. • Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф.—Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. • Левашова И.И. Исследовательская деятельность дошкольников через эксперименты // Фундаментальные исследования.— 2013.— № 9. • Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание.—2012.—№2 • Монтессори М. Помоги мне сделать это самому.— М.: Издательский дом «Карапуз», 2012. • Мухина В.С. Детская психология.— М., 2011. • Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-пресс, 2010. • Новоторцева Н.В. Игры и их классификация.—М.: Лайнер, 2013. • Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: Академия, 2012. • Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / • Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Мысль, 1986 • Программа «Детство» г. С-Петербург,2010 г., Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ– СПб.: Питер, 2013. – 131 с. • Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильевой.—М., 2006. • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.—М.: Педагогика, 2012. • Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении.—Новгород, 2013. • Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь.—М.: Просвещение, 2014. • Тихеева Е.И. Развитие личности дошкольника.—М.: Просвещение, 2012. • Хватцев В.Е. Развитие личности дошкольника.—М.: Наука, 2012. • Чилигрирова Л.П., Спиридонова Б.Ю. Играя, учимся.— М.: Прогресс, 2010. • Эльконин, Д.Б. Детская психология.—2-е изд., стер.—М.: Издательский центр «Академия», 2012. • Ярышкин М.И. Вопросы игровой деятельности школьников.—М.: Просвещение, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение1
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |