ПАПЕРНЫЙ, Зиновий Самойлович
(1919—1996), литератор
Да здравствует все то, благодаря чему мы несмотря ни на что!
Этой фразой Паперный закончил свой юбилейный вечер в Центральном Доме литераторов (1969).
ПАСТЕРНАК, Борис Леонидович
(1890—1960), поэт Пастернак Б. Собр. соч. в 5 т. – М., 1989—1992.
Шестое августа по-старому, / Преображение Господне.
«Август» (1949; опубл. 1956) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:525
И творчество, и чудотворство.
«Август» Пастернак, 3:526
Талант – единственная новость, / Которая всегда нова.
«Анастасии Платоновне Зуевой» (1957) Пастернак, 2:165
Иль я не знаю, что, в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я – урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста?
«Борису Пильняку» (1931) Пастернак, 1:226
Напрасно в дни великого совета, / Где высшей страсти отданы места,Оставлена вакансия поэта: / Она опасна, если не пуста.
«Борису Пильняку» Пастернак, 1:226
…Весь Шекспир, быть может, только в том, Что запросто болтает с тенью Гамлет.
«Брюсову» (1923; опубл. 1924) Пастернак, 1:245
Быть знаменитым некрасиво. / Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, / Над рукописями трястись.
«Быть знаменитым некрасиво…» (1956) Пастернак, 2:74
Цель творчества – самоотдача, / А не шумиха, не успех.
«Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак, 2:74
Услышать будущего зов.
«Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак, 2:74
Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать.
«Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак, 2:74
Но быть живым, живым и только, / Живым и только – до конца.
«Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак, 2:74
Не тот это город, и полночь не та.
«В посаде, куда ни одна нога…» (1914; опубл. 1915) Пастернак, 1:76
Уходит с Запада душа, / Ей нечего там делать.
«Весеннею порою льда…» (1931; опубл. 1935) Пастернак, 1:423
Не знал бы никто, может статься, / В почете ли Пушкин иль нет, Без докторских их диссертаций, / На все проливающих свет.
«Ветер (Четыре отрывка о Блоке)», 1-й отрывок (1956; опубл. 1965) Пастернак, 2:98
Во всем мне хочется дойти / До самой сути.
«Во всем мне хочется дойти…» (1956) Пастернак, 2:72
Я написал бы восемь строк / О свойствах страсти.
«Во всем мне хочется дойти…» Пастернак, 2:72
Достигнутого торжества / Игра и мука — Натянутая тетива / Тугого лука.
«Во всем мне хочется дойти…» Пастернак, 2:72
Пройду, как образ входит в образ / И как предмет сечет предмет.
«Волны», [3] (1931; опубл. 1932) Пастернак, 1:375
В родстве со всем, что есть, уверясь, / И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, / В неслыханную простоту.
«Волны», [11] Пастернак, 1:381
Она всего нужнее людям, / Но сложное понятней им.
«Волны», [11] Пастернак, 1:382 «Она» – простота.
Высокая болезнь.
Загл. поэмы (1923; 2-я редакция: 1928) В тексте поэмы: «Высокая одна болезнь / Еще зовется песнь». Ё Пастернак, 1:273.
Мы были музыкой во льду. / Я говорю про всю среду, С которой я имел в виду / Сойти со сцены, и сойду.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:276
Всю жизнь я быть хотел как все, / Но век в своей красе Сильнее моего нытья / И хочет быть как я.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:276
Однажды Гегель ненароком / И, вероятно, наугад Назвал историка пророком, / Предсказывающим назад.
«Высокая болезнь» (стихи, не вошедшие во 2-ю редакцию поэмы) Пастернак, 1:561 Изречение: «Историк – это вспять обращенный пророк» – принадлежит Фр. Шлегелю (1798). Известна также французская поговорка: «Пророк по отношению к прошлому» («Le prophete de passй«).
Чреду веков питает новость, / Но золотой ее пирог, Пока преданье варит соус, / Встает нам горла поперек.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:277—278 Эта и две следующие цитаты – из 2-й редакции поэмы (1928).
Теперь из некоторой дали / Не видишь пошлых мелочей, Забылся трафарет речей, / И время сгладило детали. А мелочи преобладали.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:278 В первой редакции: «Из этой умудренной дали…». Ё Пастернак, 1:561
Он управлял теченьем мыслей / И только потому – страной.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:280 «Он» – Ленин.
Предвестьем льгот приходит гений / И гнетом мстит за свой уход.
«Высокая болезнь» Пастернак, 1:280
Гул затих. Я вышел на подмостки.
«Гамлет» (1946—1947; опубл. 1958) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:511
Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси.
«Гамлет» Пастернак, 3:511 Переложение Евангелия (Марк, 14:36).
Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить – не поле перейти.
«Гамлет» Пастернак, 3:511
Ко мне на суд, как баржи каравана, / Столетья поплывут из темноты.
«Гефсиманский сад» (1949—1950; опубл. 1958) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:540
Всесильный бог деталей.
«Давай ронять слова…» (опубл. 1922) Пастернак, 1:167 Выражение «Бог – в деталях„(„Le bon Dieu est dans le dйtail“) приписывается Г. Флоберу и перефразирует пословицу «Дьявол – в деталях“.
И дольше века длится день.
«Единственные дни» (1959; опубл. 1961) Пастернак, 2:130 «И дольше века длится день (Буранный полустанок)» – загл. романа Ч. Айтматова (1980).
Тишина, ты – лучшее / Из всего, что слышал.
«Звезды летом» (1919; опубл. 1922) Пастернак, 1:132
И наши вечера – прощанья, / Пирушки наши – завещанья, Чтоб тайная струя страданья / Согрела холод бытия.
«Земля» (1947; опубл. 1958) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:535
Надо, чтоб елкою святочной / Вечность средь комнаты стала.
«Зимние праздники» (1959; опубл. 1961) Пастернак, 2:126
Мело, мело по всей земле / Во все пределы. Свеча горела на столе, / Свеча горела.
«Зимняя ночь» (1946; опубл. 1948) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:526
Любовь, удивленья мгновенная дань.
«Из поэмы», 1-й отрывок («Я тоже любил, и дыханье…») (1916, 1928; опубл. 1929) Пастернак, 1:104
Я клавишей стаю кормил с руки.
«Импровизация» (1915) Пастернак, 1:93
Что ж, мученики догмата, / Вы тоже – жертвы века!
«Лейтенант Шмидт» (1926—1927), III, 8 Пастернак, 1:334
…Когда любит поэт, / Влюбляется бог неприкаянный.
«Любимая – жуть! Когда любит поэт…» (1920) Пастернак, 1:166
Любить иных – тяжелый крест, / А ты прекрасна без извилин.
«Любить иных – тяжелый крест…» (опубл. 1931) Пастернак, 1:396
Бедный Пушкин! Ему следовало бы жениться на Щеголеве и позднейшем пушкиноведении, и все было бы в порядке.
«Люди и положения» (1956—1957; опубл. 1967), гл. «Девятисотые годы», 13 Пастернак, 4:321
Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью.
«Люди и положения», гл. «Перед первою мировою войною», 14 Пастернак, 4:338
В тот день всю тебя, от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.
«Марбург» (1916; опубл. 1917; 2-я редакция: 1928) Пастернак, 1:107
Живет не человек – деянье: / Поступок ростом с шар земной.
«Мне по душе строптивый норов…» («Известия», 1 янв. 1936) Пастернак, 2:619 Из окончательной редакции стихотворения автор исключил семь строф, посвященных Сталину, включая эти строки.
Смерть можно будет побороть / Усильем Воскресенья.
«На Страстной» (1946—1947; опубл. 1958) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:513
Нас мало. Нас может быть трое.
«Нас мало. Нас может быть трое…» (1921; опубл. 1923) Пастернак, 1:203
Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего.
«Несколько положений», 3 (1918) Пастернак, 4:367
Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей.
«Нобелевская премия» (1959; в СССР опубл. в 1987 г.) Пастернак, 2:128
Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. Ты – вечности заложник / У времени в плену.
«Ночь» (1956; опубл. 1957) Пастернак, 2:97
Но старость – это Рим, который / Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, / А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, / Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, / И дышат почва и судьба.
«О, знал бы я, что так бывает…» (1931; опубл. 1932) Пастернак, 1:412
Быть женщиной – великий шаг, / Сводить с ума – геройство.
«Объяснение» (1946—1947; опубл. 1954) из «Стихотворений Юрия Живаго» Пастернак, 3:516
И манит страсть к разрывам.
«Объяснение» Пастернак, 3:517
В молчаньи твоего ухода / Упрек невысказанный есть.
«Памяти Марины Цветаевой«(1943; опубл. 1965) Пастернак, 2:49
Поверх барьеров.
Загл. книги стихов (1916; опубл. 1917)
Ты – пригород, а не припев.
О поэзии, в стихотворении «Поэзия» (1919; опубл. 1922) Пастернак, 1:220
Какое, милые, у нас / Тысячелетье на дворе?
«Про эти стихи» (опубл. 1920) Пастернак, 1:110
…Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно что жилы отворить.
«Разрыв», 9 («Рояль дрожащий пену с губ оближет…») (1918; опубл. 1922) Пастернак, 1:198 «Уже написан Вертер» – загл. повести Вал. Катаева (1980).
Но кто мы и откуда, / Когда от всех тех лет Остались пересуды, / А нас на свете нет?
«Свидание» (1949—1950) из «Стихотворений Юрия Живаго» (полностью, вместе с этой строфой, стихотворение опубл. в 1958 г.) Пастернак, 3:529
Сестра моя – жизнь.
Загл. книги стихов (1922) Ближайший источник – стихотворение П. Верлена «Жизнь некрасива, но все же она твоя сестра» («La vie <…> c’est ta soeur», 1881). Ё См.: «Звезда», 1997, № 12, с. 195. «Добро пожаловать, сестра моя Смерть» («Bene veniat soror mea Mors») – последние слова Франциска Ассизского (1181—1226), согласно «Второму житию св. Франциска» (1244). Ё Jones A. Chambers Dictionary of Quotations. – Без места изд., 1999, p. 401.
Ты спал, постлав постель на сплетне.
«Смерть поэта» (1930; опубл. 1931) (о Маяковском) Пастернак, 1:390
Твой выстрел был подобен Этне / В предгорьи трусов и трусих.
«Смерть поэта» Пастернак, 1:391
Хотеть, в отличье от хлыща / В его существованьи кратком, Труда со всеми сообща / И заодно с правопорядком.
«Столетье с лишним – не вчера…» (1931; опубл. 1932) Пастернак, 1:421
Так начинают. Года в два / От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, – а слова / Являются о третьем годе.
«Так начинают. Года в два…» (1921; опубл. 1922) Пастернак, 1:202
Так начинают жить стихом.
«Так начинают. Года в два…» Пастернак, 1:202
Тема с вариациями.
Загл. цикла стихотворений (1916—1922) Этот музыкальный термин получил широкую известность благодаря Пастернаку.
Раздается звонок, / Голоса приближаются: – / Скрябин. О куда мне бежать / От шагов моего божества!
«1905 год» (1925—1926; опубл. 1926—1927), гл. «Детство» Пастернак, 1:287
Приедается всё. / Лишь тебе не дано примелькаться.
«1905 год», гл. «Морской мятеж» (о море) Пастернак, 1:293
Февраль. Достать чернил и плакать!
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» (1912; опубл. 1913) Пастернак, 1:293
И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд.
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» Пастернак, 1:47
С кем протекли его боренья? / С самим собой, с самим собой.
«Художник», 1 («Мне по душе строптивый норов…») (1935; опубл. 1936) Пастернак, 2:7
** Поговорить о жизни и смерти.
13 июня 1934 г. Сталин позвонил Пастернаку в связи с делом О. Мандельштама. Пастернак сказал, что хотел бы встретиться и поговорить. «О чем? – О жизни и смерти». Сталин повесил трубку. Ё Мандельштам Н. Я. Воспоминания. – М., 1989, с. 137 (гл.»Истоки чуда»).
** Если это существует, можно и умереть.
Перефразированный отзыв Пастернака о «Реквиеме» А. Ахматовой: «Теперь и умереть не страшно» (согласно записи в дневнике Л. Чуковской от 4 дек. 1939 г., со слов Ахматовой). 15 дек. 1939 г. Чуковская записала в своем дневнике: «Я понимаю Бориса Михайловича: если это существует, можно и умереть». Ё Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. – М., 1997, т. 1, с. 58, 64.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |