Композиция внутриклеточной и межклеточной жидкостей
Благодаря избирательной проницаемости клеточной мембраны между меж- и внутриклеточной жидкостями имеются некоторое различие в химическом составе, хотя осмолярность обеих жидкостей одинакова (таблица 1, рис. 2).
Таблица 1. Сравнительный состав внутри- и межклеточной жидкости.
Рис. 2. Сравнительный электролитный состав внутри- и межклеточной жидкости.
· Основной катион внутриклеточной жидкости – калий, а межклеточной – натрий. · Основные анионы внутриклеточной жидкости – фосфаты и органические анионы, а межклеточной – хлор и бикарбонат. · Внутриклеточная жидкость содержит больше глюкозы, аминокислот, белков, жиров и углекислого газа, но меньше кислорода. · Отрицательный заряд внутри клетки (по сравнению с межклеточной жидкостью) в основном обеспечивается отрицательно заряженными белками и фосфатами. Пара- и трансцеллюлярный перенос веществ Классификация основных транспортных механизмов
Пути и механизмы переноса веществ через клеточный слой · Парацеллюлярный путь транспорта – через межклеточные контакты. o Пассивная диффузия o Следование за растворителем (конвекция) – поток воды увлекает растворённые вещества. (рис. 3) · Трансцеллюлярный путь транспорта – через плазматические мембраны. o Пассивная диффузия (жирорастворимые молекул) o Облегчённая диффузия o Активный транспорт (первичный и вторичный) o Эндоцитоз/пиноцитоз, экзоцитоз, трансцитоз Рис. 3. Механизм следования за растворителем Путь и механизм переноса через плазматическую мембрану зависит от физико-химических характеристик переносимых веществ. · Через межмолекулярные поры липофильной части липидного бислоя могут переносится: незаряженные липофильные вещества, например кислород и углекислый газ; некоторые небольшие поляризованные молекулы (например, вода). · Гидрофильные вещества, крупные полярные молекулы (например, глюкоза, аминокислоты, все виды ионов) транспортируются через мембрану с помощью специальных белков-переносчиков или трансмембранные каналы. Транспортные механизмы через клеточные мембраны Активный транспорт · Происходит против концентрационного и/или электрического (электрохимического) градиента. · Необходимы затраты дополнительной энергии – движущая сила транспорта. · Необходимы специализированные транспортные белки. Пассивный транспорт · По концентрационному и/или электрическому и/или гидростатическому градиенту (движущая сила). · Не нужен внешний источник дополнительной энергии · Транспортные белки необходимы только для облегчённой диффузии. Примечание. Термин «пассивный транспорт» не соответствует действительности, так как электрический, концентрационный или гидростатический градиенты создаются активно – за счёт расходования энергии клеточного метаболизма. Микровезикулярный транспорт также относится к активному (первично-активному).
Рис. 4. Виды транспортных механизмов через клеточные мембраны
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |